HL-лаборатория -> Фотография

Как это работает

Пленка умерла - да здравствует цифра!
А что собственно изменилось?

Если вы не склонны напрягать мозги, то вам вообще не следует всего этого читать. Почти наверняка у вас есть мобильный телефон, которым можно фотографировать. Для этого нужно просто нажать соответствующую кнопку. Все остальное делается «само собой».

Фотографии на экране мобильника выглядят вроде как даже не очень плохо, но вот на экране компьютера и уж тем более отпечатанные на фотобумаге уже не вызывают такого восторга. Если хочется более качественных фотографий, то можно купить «камерофон» подороже, а еще лучше фотоаппарат, который специально предназначен для фотографирования, а не для прослушивания музыки и распространения анекдотов.

Но даже самый дорогой и навороченный фотоаппарат не спасает от неудачных фотографий. Что же делать? Нужно просто научиться им пользоваться. А для этого нужно понять, как он работает, разобраться, что он делает, когда вы нажимаете кнопку. Тогда вы как минимум будете знать, почему не получилась или получилась совсем не такой та или иная фотография и как этого избежать в дальнейшем. Если вы к этому готовы, то давайте продолжим.

Все гениальное просто.

Несмотря на внешние отличия, у них много общего

В сущности, любой фотоаппарат - это просто коробка с дыркой. Так его обычно и изображают в учебниках по фотографии, но называют более эстетично - "Камера-обскура". В коробку помещен светочувствительный материал (проще говоря - пленка). Свет от снимаемого объекта преломляется в дырке и попадает на пленку, оставляя на ней след (более умно - скрытое фотографическое изображение). Пленку потом проявляют, делая скрытое явным и печатают с нее фотографии или разрезают и вставляют в рамки, если пленка слайдовая.

С появлением цифровых фотоаппаратов принципиально ничего не изменилось. Пленку заменила светочувствительная матрица, а изображение «проявляет» маленький процессор. Он же и записывает его на карточку памяти. Дальше вы вольны поступать с ним как вам вздумается: смотреть на компьютере, поместить в цифровую фоторамку, отнести в фотоателье для печати или загрузить в свой фотоальбом в Интернете. Можете его просто стереть, что во многих случаях будет самым верным решением.

Вроде бы все просто. Тогда почему хорошие фотографии не всегда получаются? Украинский Борщ тоже варить не сложно, главное ничего не забыть и всего положить в меру. Чего же тут не забыть, и чего в меру? Прежде чем на пленке или матрице образуется желанное вами скрытое изображение достаточного качества, вы или ваш фотоаппарат с вашей помощью должны проделать несколько обязательных действий.

Матрице не хватило света

Во-первых, нужно поместить в коробку пленку, и не просто, а именно тот ее участок, на который вы еще ничего не снимали. Пленка тоже должна быть не любая, а соответствующего типа. Тип этот выбирается в зависимости от типа вашего фотоаппарата, условий освещения и погоды, а также от того, что собственно вы собираетесь снимать. Неправильно подобранная пленка может свести на нет все ваши старания, а также потуги автоматики вашего фотоаппарата и фотолаборатории в стремлении исправить вашу ошибку.

С матрицей цифрового фотоаппарата проще – она всегда на месте, но всегда одна и та же, в отличие от пленки, которую можно выбрать специально для условий съемки. Поменять матрицу можно только вместе с фотоаппаратом.

Качество светочувствительных матриц постоянно улучшается, и в профессиональных фотоаппаратах матрица уже может дать гораздо лучшее изображение, чем можно было получить на самой лучшей пленке. Однако, это совсем не значит, что и ваш телефон обязательно должен снимать лучше, чем пленочная "Смена" из прошлого века. Поэтому весьма полезно знать какая матрица установлена в вашем фотоаппарате, что от нее можно ожидать, и чего от нее ожидать не стоит. При этом желательно знать не только, сколько в ней мегапикселей, но и некоторые другие параметры, которые производители фотоаппаратов скромно умалчивают.

Иногда стоит посмотреть, что у вас за кадром

Во-вторых, нужно направить аппарат в нужную сторону и убедиться, что на пленку или матрицу попадет именно то изображение, которое вам необходимо. Для того, чтобы увидеть, что вы снимаете, в фотоаппарате есть видоискатель, который тоже не всегда показывает именно то, или LCD экран, который на ярком солнце вообще ничего не показывает. Еще сложнее решить, что именно снимать, или лучше не снимать совсем. Особенно если при этом в кадр не помещается все, что вам нужно, или попадает то, что вам совсем не нужно.

Оставим профессиональным фотографам рассуждать о "Ее Величестве Искусстве Композиции". Но даже снимая телефоном некоторые простые правила стоит соблюдать, чтобы фотографии, хотя бы не стыдно было показать друзьям.

В большинстве современных фотоаппаратов есть возможность приближения и удаления изображения – так называемый «Зум» или объектив с переменным фокусным расстоянием. С таким объективом у вас есть больше возможностей поместить в кадр только то, что нужно. Но и это дается не даром. Зум-объективы обычно пропускают гораздо меньше света, и чем больше вы приближаете, тем еще меньше. В результате 40-кратный зум вашего фотоаппарата может оказаться просто "маркетинговым дуриловом". С вашей матрицей он будет просто зря потраченными деньгами.

Очень часто в дешевых фотоаппаратах объектив обыкновенный, а приближение «делает» процессор – «цифровой зум». Он просто берет маленький кусочек матрицы в центре и разгоняет на весь экран. Вы сами догадаетесь, что получается.

Фотоаппарат забыли переключить после съемки цветочков

В-третьих, нужно навести аппарат на резкость. Дырку наводить на резкость не нужно, но, чтобы получить хорошее качество, она должна быть совсем маленькой, и тогда в нее пройдет слишком мало света. Поэтому в фотоаппаратах вместо дырки - линза или несколько линз - объектив. При наличии объектива, на пленке получается резким, а не размытым не все, что вы видите, а только то, что, как говорят фотографы, "попадает в фокус" обьектива. Все, что ближе или дальше получается немного, а может быть и сильно, размытым. Поэтому перед съемкой вы или ваш фотоаппарат должны переместить объектив таким образом, чтобы резким было именно то, что вам нужно.

В разных фотоаппаратах наводка на резкость делается по разному. В одних есть автоматика, которая перемещает объектив маленьким электромоторчиком и при этом вполне может ошибиться. В других перемещать объектив придется вручную, но там есть приспособления для замера расстояния или облегчения наводки. Ими стоит уметь пользоваться. Бывает, что наводка производится приблизительно по символам или шкале в метрах. Есть аппараты, и их сейчас довольно много, в которых вообще ничего не наводится и получается то, что получается. Если вы разберетесь, как это делается в вашем аппарате, то ваши фотографии всегда будут резкими, даже если он самый простой и дешевый.

Слишком много света

В-четвертых, на пленку или матрицу должно попасть ровно столько света, сколько ей необходимо. Не больше и не меньше. Если пленке достанется мало света, то фотография получится серой и на ней уже не получатся яркие цвета. А если пленка будет "пересвечена", то вместо неба, воды и белых платьев получатся просто белые "дыры", а это тоже не очень красиво. Цифровая матрица ничуть не лучше пленки и тоже требует ровно столько света, на сколько она рассчитана.

В каждом фотоаппарате есть затвор - устройство, которое на строго определенное время открывает доступ света к пленке. Количество света, попадающего на пленку, зависит от времени, на которое открывается затвор (выдержки) и от диаметра отверстия объектива, которое тоже можно регулировать с помощью диафрагмы. Причем и для пленки и для матрицы важно общее количество света, а за какое время, и через какое отверстие, ей обычно все равно. Зато нам это совсем не безразлично.

Дети бывают быстрее фотоаппарата

Если мы снимаем неподвижный объект, то выдержка может быть любой, хоть полчаса, а если нет? Даже черепаха за полчаса уйдет из кадра, а хороший футболист и за 1/100 секунды размажется по всей фотографии. От значения диафрагмы тоже очень многое зависит. В дорогих автоматических камерах значения выдержки и диафрагмы выбирает микропроцессор, в механических вы сами, в дешевых... (Ой, давайте не будем!) И в тех и других и третьих вы можете получить тень от футболиста или стеклянный столб вместо водопада. Все в ваших руках.

В цифровых фотоаппаратах все как раз наоборот – чем дороже фотоаппарат, тем больше ручных режимов и больше возможности самому решать, какие параметры съемки выбрать. В самых дешевых фотоаппаратах и мобильных телефонах все делается автоматически. Они снимают так, как считают нужным и даже не удосуживаются сообщить, как именно. И если получается совсем не то - это ваши проблемы. Хотя, зная, как он работает, можно заранее представить получится фото или не стоит и аппарат доставать.

Остановись мгновенье!

В более дорогих есть сюжетные программы: «Спорт», «Портрет», «Пейзаж» и много других. Только производители никогда не открывают секрета, что фотоаппарат делает в том или другом режиме. Вы можете только надеяться, что в режиме «спорт» футболист меньше размажется, чем в режиме «портрет», а в режиме «пейзаж» резкими получатся не только дальние деревья, но и ближние кусты.

Профессиональные фотоаппараты обычно позволяют полностью отключить всю автоматику и все параметры выбрать самому. При этом «полный автомат» и сюжетные программы в них, на всякий случай, есть.

Сосны оказались слишком зелеными

В-четвертых с половиной. Попадающий на пленку или матрицу свет имеет еще и цвет. Когда я снимал на черно-белую пленку, меня это не волновало, но теперь все фотографии цветные, но, к сожалению, часто совсем не того цвета.

Солнечный свет очень сильно отличается по цвету от лампочек в доме и даже в разное время дня не одинаков - белее утром и краснее вечером. Наш глаз под это подстраивается и нам кажется, что снег всегда белый, песок желтый, а наши лица всегда одного цвета. Фотоаппарат этого не знает и фото в доме может оказаться красноватым, а на солнечном пляже синеватым. Автоматика цифрового фотоаппарата все-таки пытается подстроиться под освещение, но уж очень часто делает это неправильно. К счастью, большинству фотоаппаратов можно прямо указать в каких условиях вы снимаете, и я настоятельно рекомендую вам не пренебрегать этой возможностью.

Но даже это не всегда помогает, когда в кадре сильно преобладает какой то цвет или освещение не соответствует ни одной из предусмотренных в фотоаппарате установок. В таком случае может помочь ручная установка, если таковая есть в вашем фотоаппарате.

Не дождались, пока фотоаппарат снимет

Все готово и теперь можно, наконец, нажать кнопку. Как ни странно, это тоже надо уметь. Я видел немало фотографий, где изображение было "размазанным" только от того, что снимающий пытался нажать на кнопку как можно резче. Тогда как нажимать нужно мягко и нежно, а самое главное не стремиться ее как можно быстрее отпустить.

Если вы снимаете цифровым фотоаппаратом, то и это еще не все. От момента нажатия на кнопку до того момента, когда фотоаппарат действительно «снимет», может пройти от неуловимого мгновенья в профессиональных зеркалках, до целой секунды в цифровых «мыльницах» и мобильных телефонах. Мало того, что за это время «снимаемый» может просто уйти из кадра. Не зная этого, вы нажмете кнопку и, услышав щелчок, просто опустите фотоаппарат, который добросовестно сфотографирует ваши туфли.

Наконец изображение получено и если все операции при съемке выполнены правильно, то оно именно такое, как хотелось. Если после этого вы отнесете пленку или флешку в фотолабораторию, то это и все. А если вы хотите сами напечатать фото на своем принтере, переслать другу по электронной почте, вставить в документ или разместить на WEB-страничке, то придется еще разбираться в цифровых форматах изображений и их особенностях, научиться обрезать их, изменять размер и цифровое разрешение. Большинство людей этого не знают и постоянно нарываются на то, что печатается, пересылается или показывается совсем не то, а часто просто не печатается, не пересылается и не показывается.

Если все вышесказанное вообще не отбило у вас желание фотографировать, то можно постепенно и по порядку разбираться дальше, но уже на конкретных примерах с учетом особенностей именно вашего фотоаппарата или хотя бы аналогичного.



На правах рекламы: