HL-лаборатория -> Спортивный туризм -> Тексты по темам

GPS-ориентирование на джипах

или

отчет о соревнованиях чайников в ориентировании с чайниками в автоспорте,
14 октября 2006 года в окрестностях села Попасное

 

Может все это покажется вам слишком подробным и длинным, но я надеюсь, вдруг между строк вам попадется что-то полезное или смешное.

Часть фотографий, использованных в данной статье взята с сайта Клуба 4х4, с любезного разрешения организаторов соревнований.

Так же, как каждый год, совершенно внезапно для коммунальных служб, в наш город приходит зима, так и меня, "совершенно случайно" пригласили поучаствовать в соревнованиях по GPS-ориентированию на внедорожниках. Я не буду тут рассказывать, что такое GPS и как выглядит внедорожник. Если вы этого не знаете, то какой смысл все это читать дальше?

Сомневался я недолго. GPS-приемники у меня давно и, как мне кажется, я умею ими пользоваться. Правда, я никогда не ездил на джипах, да и на обычных автомобилях был всегда только пассажиром. Но меня пригласили штурманом, и баранку мне крутить не придется. А вот, что придется, было пока не ясно. Но я все равно согласился.

Так что это такое, автомобильное GPS-ориентирование?

Немиров трофи 2006Ралли и трофи я видел по телевизору. Трофи, как мне кажется, это просто полоса препятствий для автомобилей и их водителей. Тут требуется мощный двигатель, широкие колеса, чтобы не завязнуть в песке или болоте, шноркель, чтобы нырять в броды по крышу и лебедка, чтобы вытаскивать застрявший джип. И главное, как говорят джипперы, это "прокладка между рулем и сидением" - тот, кто всем этим управляет. Штурман тут вообще ни к чему, поскольку вся трасса отмечена цветными ленточками. В ралли штурман есть, но что он там делает и как, для меня покрыто совершеннейшим мраком.

GPS-ориентирование я тоже видел, но пешком или на велосипедах. Там, вроде бы все просто - тебе дают координаты точек, и ты ищешь их на местности. Нажал кнопку "GoTo" и бежишь себе по стрелочке или крутишь педали. Только вот просто по стрелочке не получается. Стрелочка заводит то в непролазную чащу, то в непроходимое болото. Тут надо уметь читать карту, представлять себе, где это все находится на местности и грамотно прокладывать маршрут в обход буреломов и топей. Об ориентировании на автомобилях я в Интернете ничего не нашел, кроме робких попыток отдельных автоклубов.

GPS-ориентрованиеВообще-то ориентирование на автомобилях не должно сильно отличаться от ориентирования пешком. Только маршрут придется прокладывать не с учетом ног, а с учетом возможностей и проходимости джипа, чего я, честно говоря, совершенно не представляю.

К слову сказать, за пару лет использования GPS-приемника, я убедился, что большинство опытных туристов, почему-то панически их боятся. Хотя, многие из бродящих по горам Крыма и компасом-то пользоваться не всегда умеют. Несмотря на то, что GPS-приемники сейчас не продаются разве что в гастрономах и стоят вдвое дешевле хорошей палатки, пользоваться ими туристы совсем не спешат. Им кажется, что это что-то сложное, заумное и баснословно дорогое. В своих походах я показываю это "чудо враждебной техники" руководителям всех встреченных нами групп и пытаюсь объяснять, что он дает, и как им пользоваться. Как ни странно, для этого вполне достаточно 15-минутного привала.

У джипперов, я думаю, те же проблемы. Поэтому организаторы соревнований - Днепропетровский "Клуб 4х4" и пригласил в качестве штурманов опытных пешеходных и велотуристов, а фирма "Думка" позволила попользоваться GPS-приемниками тем, у кого их нет. В число "подсадных" штурманов-навигаторов попал и я.

Правила соревнований.

GPS-ориентирование. Взятие КППравила мне понравились. На участке местности размером 10 х 15 километров, изрезанном оврагами и болотами и покрытом пятнами леса, размещено или, скорее, спрятано, более 50 контрольных пунктов (КП). Точные координаты всех КП будут загружены в навигаторы и выданы участникам за час до старта. Для того чтобы "взять" КП, нужно подъехать к нему на автомобиле и дотянуться одной рукой, или не рукой, до таблички с номером КП, а другой рукой, или чем придется, до любой части своего автомобиля. Фотографии "распятых" участников предъявляются судьям по окончании соревнований.

Все КП имеют разный вес в баллах. КП, дающее один балл, находится на открытой местности и видно издалека. Двух-трехбалльное - нужно еще найти в густом лесу, овраге или камышах. Пять баллов, по словам организаторов, можно получить на специально оборудованном автомобиле с помощью лебедки. Что нужно, на восемь баллов, даже представить себе страшно. Победителем считается экипаж, набравший за 8 часов наибольшее количество баллов. При этом совершенно не важно, какие из полусотни КП будут взяты и в каком порядке. Это мне особенно понравилось. Тут надо не просто давить на газ, а думать и думать. А думать мне всегда приятно.

Прочитав правила, я улегся на любимый диван и начал думать о том, что мне взять с собой и как я этим всем буду пользоваться.

Подготовка.

Опытные туристы знают, что поход начинается задолго до того, как ты наденешь рюкзак, и заканчивается гораздо позже, чем ты его снимешь. Опытные туристы - это не те, что умеют хорошо действовать в экстремальной обстановке. Это те, что ко всему готовятся и все продумывают заранее, и, потому, в эти самые экстремальные условия не попадают. Вернее эти условия уже не являются для них экстремальными.

Magellan GPS 315 с кабелемИз трех имеющихся спутниковых навигаторов Magellan GPS 315, Garmin GPS 60 и JJ-Connect Navigator-100 я решил взять Магеллан, как самый проверенный в боях и походах. На всякий случай Гармин я тоже взял, но он так и провалялся три дня в рюкзаке. JJ-Connect я отдал ребятам в поход по Карпатам, чтобы не добавлять судьям хлопот с заливкой точек. Программа OziExplorer его не понимает. Для работы с ним есть специальная программа PointSend, которая дружит и с Ozi и с GoogleEarth.

Вместе с приемником я взял и его шнур для подключения к COM-порту и питания от прикуривателя. Мечта приобрести что-то для крепления Магеллана к лобовому стеклу провалилась так же, как и мечта закрепить его на руле велосипеда. И те и другие крепления для него есть, но в Америке. После заказа и пересылки они будут стоить дороже самого приемника. Все остальные варианты оказались либо слишком маленькими (для мобилок) либо слишком широкими (для КПК).

Точки мне в навигатор зальют, но, чтобы грамотно проложить маршрут, нужна хорошая карта района соревнований. Двухкилометровка Украины, загруженная в современные приемники, не выдерживает никакой критики. На ней не то, что оврагов, половины дорог и лесов нет. А у моего старенького Магеллана вообще никакие карты не предусмотрены. Но зато, я еще не разучился пользоваться обычными бумажными картами.

GPS-приемники обычно выдают координаты в градусах. На топографических картах градусы пишут только по углам, а на карту наносят километровую сетку, подписанную четырехзначными цифрами. Это расстояния от экватора и от центрального меридиана шестиградусной зоны (у нас это меридиан 33). Мало кто знает, что практически любой приемник можно так настроить, что он будет выдавать координаты в метрах этой самой километровой сетки. Тогда определить где ты находишься или найти и ввести в навигатор координаты любой точки с бумажной карты можно будет с помощью обычной линейки.

Для района соревнований я нашел у себя двухкилометровку области, старую Генштабовскую километровку 1990 года и более новую 2000 года, изданную Киевским военно-картографическим издательством. При ближайшем рассмотрении две последние оказались абсолютно идентичными. Новую просто содрали со старой ничего не меняя. Овраги и леса за это время вряд ли изменились, но как быть с проселочными дорогами, которые каждый год распахивают и прокладывают заново?

Еще я выкачал с GoogleEarth спутниковые фотографии. Для этого есть отличная программа GoogleMV. Она не только сохраняет в виде картинки фотографию указанного района с максимальным возможным разрешением, но и формирует файл привязки для Ozi. Но это мне ничего не дало. Мало того, что фотографии тоже оказались старыми (строящейся автотрассы на них еще нет), они словно специально размытые и нечеткие. Если на фотографиях Харькова и Евпатории видно трамвайные рельсы и автомобили, то тут даже магистральные шоссе трудно найти.

Я просканировал новую километровку, увеличил до пятьсотметровки и напечатал на принтере с помощью программы OziExplorer. Эта программа не только позволяет напечатать не всю карту, а любой выделенный фрагмент в любом заданном масштабе, но и наносит оцифровку на километровую сетку и делит карту на листы, учитывая особенности принтера. Остается только отрезать фоторезаком белые полосы и склеить скотчем.

Картатс района соревнований GPS-Off-Road

Сканнер у меня хороший - Epson 2450. Он толстый и тяжелый, но зато хорошо сканирует пожеванные листы. Более новые сканнеры делают более тонкими. Лучи света у них идут под острым углом, и любая помятость карты превращается в черную полосу. Кроме этого я специально вырезал по размеру сканнера толстенное 4 миллиметровое стекло и придавливаю карту им, а не крышкой сканнера.

Карта получилась большая. В кабине с такой не развернешься. Тогда я немного повернул ее, отрезал лишнее и она поместилась на 3 обычных листа, сложенных гармошкой. Осталось последнее сомнение - успею ли я перенести с GPS полсотни точек, нарисовать их на карте и нигде не ошибиться. И тут меня осенило. У меня же есть палмик!

Palm m515 с переходником для COM-портаПодержанный Palm m515, купленный на барахолке за 300 гривен, несмотря на всего 16 метров памяти и 33 мегагерца процессора, показывает карты не намного хуже своих современных собратьев. И программы для этого есть. Я долго не искал, а взял то, что первое попалось - PathAway GPS 4. С третьей попытки удалось привязать и загрузить в Palm карту района и, на всякий случай, спутниковую фотографию. Аккумулятора палма хватает часов на 6, но с помощью USB-кабеля и адаптера "USB-прикуриватель" проблема была решена. Осталось подключить к палмику GPS.

Для подключения Магеллана требуется переходник - разъем для СОМ-порта, разъем для палмика (Palm Universal Connector) и кусочек провода. Порт и провод у меня нашлись в барахле. Разъем для палма можно купить в Киеве и опять же в Америке. Мне повезло. Я купил его в Днепре. Когда я его увидел, то понял, почему хозяин так легко с ним расстался. 16 микроскопических контактов в корпусе размером с ириску "Кис-Кис", куда нужно втиснуть еще 4 перемычки и резистор на 100 килоом. Три дня я искал разъем и еще три дня того, кто мне его спаяет. Потом плюнул - вооружившись лупой и очками, спаял сам. Как ни странно все сразу заработало. Палмик уверенно грузил и выгружал точки из GPS, а когда их выносили на балкон, показывал крестиком положение моего балкона в мировом пространстве.

Все! Осталось покидать в рюкзак палатку, спальник, тушенку и все остальное, что у меня всегда наготове.

Перед стартом.

Все утро пятницы я ждал телефонного звонка. Наконец около 11-ти мне позвонил Саша Коковихин и сообщил, что уже, наконец, едет. Добрались мы без приключений. Организаторы отправились проверять КП, а мы еще с одним предполагаемым штурманом из Донецка старательно вырезали наклейки с эмблемой соревнований.

Около шести вечера мы, наконец, поставили палатку и дорезали наклейки. Не успели мы немного перекусить, как начали прибывать участники. Первой приехала симпатичная и очень компанейская семейка Дизелей из Харькова, по дороге потерявшая своих земляков. Затем появилась команда Перещепино - Нива, УАЗ и здоровенная будка ГАЗ-66. Высыпавшие из машин ребята первым делом открыли двери ГАЗона и начали деловито выгружать раскладные столики, кульки с продуктами, бутылки с напитками и банки со всякими солениями. Я понял, что сильно поспешил с ужином. Отказаться было невозможно, неэтично и совершенно невыгодно в информационном смысле. Все остальные прибывающие участники присоединялись к общему столу и, потребляя в немеряных количествах привезенное с собой, обсуждали особенности предстоящих соревнований. Затем пошел вольный треп, шутки и соленые анекдоты.

Особенно мне понравилось, когда в разгар обсуждения потребления горючего на 100 км различными марками автомобилей, из темноты появился Игорь Кочет на велосипеде и заявил, что пол-литра каши ему хватило на 87 километров.

GPS-Off-Road Брифинг перед стартомГде-то в полночь, убедившись, что почти все темы мы уже обсудили, и что в меня уже больше ничего не влезет, я уполз спать. Участники прибывали постепенно почти всю ночь, и банкет-оперативка завершился лишь к утру. Утро у меня началось с "продирания" глаз и брифинга, из которого я понял только фразу: "Всем все понятно?".

Меня определили штурманом на УАЗ из Перещепино, и пока Саша Коковихин лихорадочно тыкал в свой ноутбук провода и флешки, загружая точки в разнокалиберную технику, я пошел знакомиться с "конем". Железная кабина, как я и ожидал, оказалась не помехой. Магеллан бодро зацепил спутники и быстро определился. И тут я с ужасом обнаружил, что в уазике вообще нет прикуривателя, и питать мои "мухорайки" будет нечем. К счастью штурманом на Ниву определили моего соседа по палатке. Мы поменялись машинами, и я получил даже два прикуривателя, из которых, как оказалось, один не работал.

Почти ровно за час до старта, точки залили в приемники и КПК и мы кинулись переносить их на карту. Как оказалось, даже пользуясь километровой сеткой и специальной линейкой, нанести на карту по координатам 52 точки за час нереально. Да еще телевизионщики, увидев, что мы над чем-то колдуем за столом, прибежали с вопросами. Выяснив, где находятся основные скопления точек, мы наметили приблизительный маршрут и, понадеявшись на палмик, я бросил это почти бесполезное занятие, попытался успокоиться, расслабиться и посмотреть, что делают другие.

Водители ковырялись в машинах и прогревали моторы. Штурманы просматривали точки на экранах приемников и КПК. Хороших бумажных карт я не увидел ни у кого. Может, у кого-то они и были, но лучшее, что я видел - ксерокопия кусочка двухкилометровки Днепропетровской области.

Наконец мы расселись по машинам. Я подключил свое оборудование и посмотрел на водителя. В его глазах я увидел глубокое сомнение в том, что эта гирлянда проводов и коробочек хоть куда-то нас приведет.

Старт - финиш.

Старт соревнований GPS-Off-RoadК десяти утра все машины собрались перед небольшим болотцем, выстроившись в несколько рядов. Впереди на бугре уже маячит на дереве белый прямоугольник самой близкой к старту точки под номером 26-1Б. По сигналу главного судьи все машины дружно плюхнулись в болото. Застрявших, кажется, не было. Многие уже потренировались в этом деле минувшей ночью.

Возле точки 26 выстраивается очередь. Получив свой первый балл, машины бросаются врассыпную. Мы поехали на восток, наметив в качестве первой цели скопление точек в районе Ивано-Михайловки, куда заблаговременно отправили спасательно-вытаскивательный ГАЗ-66. По дороге мы "взяли" несколько лесных, двухбалльных точек, где я применил свою проверенную, но совсем не секретную тактику.

Мы двигались вдоль леса, и когда до точки оставалось метров 50, а направление на нее составляло 90 градусов к нашему курсу, я выскакивал из машины и нырял в лес. При этом я пользовался не GPS-приемником, а обычным магнитным компасом. Точки находились очень быстро, а заодно и просеки, по которым к ним можно было подъехать. Потом я уже и в лес не бегал. Мы просто ехали вдоль леса и высматривали просеки, уходящие в него под нужным нам углом. Но и там магнитный компас оказался полезен. Magellan в густом лесу, хоть и не терял спутников совсем, но стрелка его компаса болталась порядочно.

Без особых приключений мы записали в свой актив точки 35, 36, 43, 61 и 41. Затем мы выбрались на хорошую грунтовку и нажали на газ. Пролетев по улицам Попасного, мы свернули на другую грунтовку и быстро поехали в сторону восьмибалльной точки 50, заодно охлаждая изрядно перегревшийся от ползания по лесам двигатель.

Я всегда был равнодушен к автомобилям, но Нива мне, почему-то, приглянулась. Она храбро бросалась вниз с крутых склонов, которые мне казались непроходимыми для машины обрывами, а потом, деловито гудя мотором, точно так же спокойно, на них взбиралась. А если нам выдавался участок проселочной дороги, Нива, словно набрав в легкие свежего воздуха, легко и свободно летела вперед, оставляя позади клубы пыли и бедный уазик со вторым экипажем нашей команды.

Когда перед очередным крутым спуском я громко ойкнул, наш водитель спросил: "Ты боишься, или волнуешься?". "Волнуюсь" - ответил я. "Ну, тогда поехали!".

Мы не были уверены, что сможем взять восьмибалльную точку, но посмотреть на нее нам было интересно. На оговоренном перед стартом месте встречи - перекрестке южнее точки 50, нашего ГАЗона не оказалось. Мало того, он вообще где-то пропал и на звонки по мобилке не отзывался. Мы не стали его ждать, а, обогнув лес, направились по заросшему высокой травой склону прямо к точке.

Подъезд к точке 50 - 8 баллов"Стооооп!!!" - вдруг, заорали мы все трое и ударили ногами по тому месту, где у водителя обычно располагается педаль тормоза. Еще метр и мы взяли бы точку 50, упав на нее сверху с трехметрового обрыва. Я уселся на краешке покурить и прийти в себя прямо над точкой, спрятанной на дне глубокого, узкого оврага. Рядом расположились телевизионщики, только что отснявшие на свои камеры пропихивание по оврагу Сузуки Витары. Они с интересом наблюдали за идиотом, пытающимся повторить то же самое на серийной Ниве. Нива совершенно спокойно проползла по дну оврага, сфотографировалась, и так же спокойно уползла обратно. Затем то же самое повторил перещепинский УАЗ. Но это было еще не все.

Спуск к точке 51 - еще 3 баллаРядом, в не менее крутом и узком овраге, располагалась пятибалльная точка 51, и ее решено было взять сверху, спустившись в овраг почти с обрыва. Нива подъехала к краю и осторожно спустила туда свои передние колеса, став почти вертикально. Затем, поддерживаемая с боков двумя членами наших экипажей, она опустилась еще на несколько метров вниз, и, ухитрившись повернуть почти на 90 градусов, подъехала к точке. "Урааа! Если мы даже не возьмем больше ни одного КП, я все равно буду доволен". Кажется, я зря это сказал. Следующая точка чуть не оказалась последней.

Точка 38 давала всего 1 балл и выглядела невзрачно. Большая ровная поляна слева от дороги, на ней дерево и табличка с номером. Только между дорогой и поляной небольшая полоса камышей с, показавшимися мне необычно глубокими, колеями от колес. Мы хорошо разогнались и, пропахав еще две свежие колеи, подъехали к дереву. Еще две колеи пропахал УАЗ. На обратном пути мы нарисовали еще два следа от колес, а водитель УАЗа решил сэкономить. На этом и влип. Причем влип реально и конкретно.

УАЗ, застрявший на точке 38Попытки выбраться из болота привели к тому, что УАЗ окончательно уселся на брюхо и свесил лапки в далеко не целебную грязь. Вытягивать УАЗ Нивой мы даже не пытались, тем более, что ее сцепление уже давно просило нас полежать под машиной с гаечным ключом. Водители проезжавшего мимо Жука смогли нам только посочувствовать. На телефонный звонок, наконец, откликнулся экипаж спасательного ГАЗа, но, услышав их невнятное бормотание, мы поняли, что сегодня они уже никуда не приедут.

С моим предложением разделиться и продолжить гонку Перещепинцы не согласились и отправили Ниву за подмогой. Буквально через несколько минут появился УАЗ харьковчан, которые уже были на этой точке, но безо всяких колебаний согласились помочь. Из багажника Нивы был извлечен буксировочный трос, который по виду и состоянию больше напоминал пеньковый канат испанского галеона времен Колумба.

При попытке вытянуть машину на дорогу, канат благополучно порвался, а машина даже не шелохнулась. Нива снова умчалась, за тем, что тросом назвать не стыдно, а харьковчане, рискуя засесть радом на точке, которую они уже взяли, снова пересекли болото. С помощью уже настоящего троса, они выдернули наш УАЗ из болота на поляну, благополучно вернулись обратно и умчались, пожелав нам счастливого пути.

Мы замерли на краю дороги, затаив дыхание: "Неужели снова засядет?". Нет. Выбрав еще нераспаханный участок, УАЗ чвякнул болотной грязью и вылетел на дорогу. Мы снова на свободе! Но целый час времени потерян. Надо наверстывать упущенное, и мы снова помчались вперед.

Двигатель Нивы успел остыть, отрегулированное сцепление нас уже не беспокоило. Как мне показалось, мы легко и непринужденно находили и брали все последующие точки. Нива отважно валила деревья на радость телевизионщикам, танцевала в густом лесу замысловатые па, на полной скорости пролетала через территории каких-то ферм и гаражей на виду у застывших с отпавшими челюстями механизаторов. Я уже потерял счет точкам и баллам и только успевал: "прямо", "левее", "просека", "стоп", магеллан на пол, палм туда же, фотоаппарат, выпрыгиваем, снимаем, запрыгиваем, фотик нафиг, магеллан в правую, палм в левую, точка номер, "азимут", "прямо"…

Купание у точки 14Еще одно скопление точек у нас в фотоаппарате. Впереди восьмибалльная точка 14. Чем черт не шутит? Может, и ее возьмем? Нет. Черт шутит. Лебедок и шноркелей у нас нет, резина обычная, двигатель тоже. Посмотрев сверху на плещущихся в тихой заводи водителей со своими автомобилями, а также на очередь желающих искупаться, мы без сожаления едем дальше. Точка 5, 20, 28, напротив рукой подать, но за канавой, 32. Не будем мучаться - объедем. Берем 32 с другой стороны, по дороге прихватываем 8 и 31. Все. На север несколько разрозненных однобалльных точек, на юго-восток группа пятибалльных. Не рискуем, объезжаем болото по дамбе и двигаем по хорошей грунтовке через Ивано-Михайловку. По дороге останавливаемся у магазина - мне пиво, водителю чипсы. Вперед!

Сглупили. На карте пионерлагерь, за ним дорога. Тупик, ворота закрыты, сторож утверждает, что никакой дороги нет. Он по-своему прав, а я мог бы это предвидеть. Возвращаемся, берем правее над полем. На карте дорога через лес. Есть такая, но по ней давно никто не ездил, вся заросла мелколесьем. Водители сомневаются, я убеждаю. Рубимся вперед через заросли. Уфф! Проскочили и срезали изрядный кусок.

Контрольное время неумолимо приближается. Мы спешим. Узкая длинная просека, точка 11. Выпрыгиваю из машины, цепляюсь за провода, падаю через голову, за мной из машины летит все мое оборудование. Фиксируем точку. Сажусь, отъезжаем, освобождая место УАЗу. Проверяю, как ни странно все работает, только экран плохо видно. Ага! Нет очков. Бегом возвращаюсь к месту падения. Очков нигде нет, месиво, еще две машины проехали. Фиг с ними. Едем дальше.

Точка 7 - берем с ходу. Точка 4 в камышах по уши в воде - пропускаем. Точка 3 берем. Поднимаемся по склону оврага. Высокая трава, в траве канавы и ямы. Швыряет как в шторм, но мы упрямо лезем вверх и вперед. Наверху за посадкой хорошая дорога в нужном нам направлении. Ждем уазик. Уазика нет. Звоним. УАЗ опять сел. Блииин! Возвращаемся.

Вытаскиване УАЗ-аУАЗ съехал боком в канаву и пришпилил себя, как бабочку, засадив дерево между бампером и капотом. Ни туда, ни сюда. Цепляем остатками каната за бампер и тянем вбок. Остальные висят на дереве, отклоняя его в другую сторону. Отцепились, но правое переднее колесо заклинило, и оно не вращается. С отключенным передним приводом вроде едет, но сложные точки уазику уже не светят. Еле вылезли на дорогу.

Впереди по дороге две легкие точки. Решили взять и возвращаться. 24-ю берем легко. 33-я на берегу Самары, нарисована на развалинах какой-то стены, но подъехать невозможно. Справа отдыхающие уже успели поставить палатку и жарят шашлыки. Слева узкая, глубокая канава. Видя наши погрустневшие лица, отдыхающие делятся напиленными дровами. Выкладываем из поленцев шаткий мостик и пускаем по нему Ниву. Уазик не рискнул.

Смотрим карту и наши записи. Точек набрали много. Последнее место нам уже не светит. Решаем не рисковать. Не хватало нам еще раз засесть на пятибалльной точке и потерять все. Едем на финиш. По пути есть еще две точки. Если не сложные - берем. Если сложные - рисковать не будем..

Подъезжаем к точке 1. Перед точкой нас нагло обгоняет Сузуки и возле самого КП садится бампером в канаву, закрывая проезд. Ждем. Экипаж орудует домкратом. Безуспешно. Предлагаем собраться всем и просто поднять машину за бампер. Народу много, дури тоже. Отказываются. Жалко, но времени нет. Возвращаемся на дорогу и жмем, сколько духу есть, на финиш.

Выбираемся на шоссе. Евецко-Николаевка, Ивано-Михайловка, Попасное, знакомый поворот. Есть еще минут 20. В лесу за лагерем еще несколько точек. Возьмем сколько успеем. Просека, точка, поворот, просека, точка, просека. Все! Осталось 8 минут.

Арсенал GPS-штурманаЛетим по грунтовке к финишу. Показываю пальцем дорогу, перещепинцы заезжали в лагерь с другой стороны. Машину резко швыряет. Один раз, другой, третий… Мат водителя в адрес штурмана. Чуть не перевернулись, а ведь я помнил, что в конце дороги были поперечные канавы. Еще метров 100 и финиш.

Останавливаемся, Саша Коковихин фиксирует время. Уложились. Сгребаю в кучу ворох проводов и приборов, иду к костру. Ноги не гнутся, сил нет, голова какая-то совершенно пустая. Вываливаю на коврик весь свой навигационный арсенал. В левой руке обнаруживаю бутыль пива. Тоже "Арсенал"! Прикольно. Кладу рядом, фотографирую. Все вокруг бегают, что-то кричат. Я машинально допиваю пиво и пытаюсь прийти в себя.

После финиша.

Кто-то предлагает кашу. Съедаю почти на автопилоте, но помню, что каша вкусная. Добавляю какой-то бутерброд, чашку кофе, и только теперь начинаю частично воспринимать происходящее.

Вокруг все делятся впечатлениями, но доходят только отдельные фразы. Водители обсуждают достоинства и недостатки автомобилей, лебедок и другого оборудования, рассказывают, кто и как брал разные точки, как хорош новый бампер, как поломали полуось, и еще какие-то траки или трапы, которые у кого-то были, а у кого-то нет.

Замечаю, что далеко не всем водителям соревнования понравились. Многим больше по душе трофи, где все ясно и понятно, где все решает мощность мотора и мастерство водителя, а не непонятная коробка со стрелочкой. Особенно сильно ругают несоответствие баллов, силам, потраченным на подъезд к точке. Хотя, мне кажется, в баллы входила еще и сложность ее нахождения. Но много было и тех, кто получил от гонки истинное удовольствие. Штурманы, особенно "подсадные", в основном, довольны, несмотря на то, что гармины теряли спутники, а у КПК сели аккумуляторы.

Возвращаются перещепинцы, вытащив из болота злополучный газон, и дружно наваливаются на мясо и водку. Наконец, уже в полной темноте, всех зовут к командирской машине для объявления результатов.

Шампанское из победного трофеяТретье место занял, вытащивший нас УАЗ, упакованный, оснащенный и оборудованный, на мой взгляд, как на "Париж-Даккар". Отлично! Молодцы ребята!

Второе место… Я не верю своим ушам - наша Нива. Я очень старался и надеялся, что в десятку мы обязательно войдем, но второе место?! Ребятам вручают кубок, а я стою, как дурак, в стороне, будто меня там не было. Наконец, про меня вспоминают и зовут хлебнуть шампанского из победного трофея.

Победитель соревнований - Toyota VitaraПервое место - Сузуки Витара. Опытный экипаж, хороший штурман и машина под стать. Маленькую и ладную машинку сделали япошки. Но и их скосила гигантомания. Видел на сайте более новые модели - сарай на колесах. Не по бездорожью ездить, а перед знакомыми выпендриваться. Но это мое мнение.

Жука тоже не забыли - вручили приз "За волю к победе". Хотя разве можно его забыть? В жизни не видел ничего более симпатичного.

Праздник окончен. Все постепенно разъезжаются по домам. Остаются мнения и впечатления, рождаются планы и мечты.

Если бы …

Если бы мы не посадили уазик на целый час в болото и не превратили его в "недополноприводный", то взяли бы еще десяток точек и вполне могли претендовать на первое место. Но в соревнованиях "если" не бывает. Если бы мы не сели там, то сели бы в другом месте. Каждый получил то, что заслужил.

Мне очень понравилось то, как организаторы соревнований выдержали баланс между преодолением препятствий и спортивным ориентированием. Все-таки это было ориентирование на автомобилях, а не гонки на внедорожниках с GPS-приемниками. Потому и победил автомобиль, где был хороший штурман и хороший водитель. И сложность точек была подобрана хорошо. А то, что водители нашли свои способы и преодолели их легче, чем рассчитывалось, так на то и водительская смекалка.

Мне бы этого очень не хотелось, но я уверен, что на следующих соревнованиях точек будет меньше, а сложность подъезда к ним выше. Результат будет меньше зависеть от штурмана, а на серийной машине там вообще будет нечего ловить, если организаторы не догадаются сделать, как на ралли, отдельный зачет для серийных машин и прототипов. Соревнования станут более зрелищными и, в конце концов, рискуют скатиться к разновидности трофи со свободным порядком прохождения этапов. Хорошо если я ошибаюсь.

Симбиоз GPS-приемника и КПК мне показался очень удачным. Векторные карты, загружаемые в приемники, в силу своей примитивности, показались мне совершенно бесполезными. Хороших векторных карт районов соревнований, скорее всего, не удастся найти и впредь. Поэтому придется использовать наладонники, планшетные ПК или ноутбуки и программы, работающие с растровыми (отсканированными бумажными) картами. Для ПК обязательно крепление к торпеде или лобовому стеклу и питание от прикуривателя, который в машине обязательно должен быть, и, желательно, не один.

Основной недостаток КПК - из-за малого размера экрана очень сложно осмотреть весь район соревнований и общее размещение точек. Возможно, стоит, даже имея КПК, взять с собой ноутбук, чтобы перед стартом наметить общий маршрут и выработать стратегию. Потом его можно оставить в лагере или взять с собой и включать при необходимости.

В движущемся по бездорожью автомобиле очень сложно переключать на КПК навигационные экраны и выбирать очередную точку. Как мне показалось, имеет смысл установить на нем режим просмотра карты и отслеживать свое положение и размещение близлежащих точек, а для определения направления и расстояния использовать отдельный, автономный GPS-приемник в режиме компаса. Им удобно манипулировать одной рукой и можно использовать для ближнего поиска, покинув на время автомобиль. В таком случае КПК лучше иметь со встроенным или отдельным, подключаемым GPS. Тогда с автономным можно будет выскакивать из автомобиля не дергая никаких проводов.

Возможно, у других участников было совсем другое оборудование, и они использовали его по-своему. Возможно, я что-то напутал с порядком и номерами точек, которые мы проходили, и уж точно что-то напутал с автомобилями, их экипажами и особенно с автомобильным оборудованием и оснащением. Но я же сказал, что мы все чайники - каждый в своем. Это первые соревнования и в них каждый чему-то научился. В тайне надеюсь, что они для меня не последние.

Дмитрий Калинин
он же Паганель
штурман Нивы из Перещепино
HL-laboratory
www.hllab.dp.ua

А также:



На правах рекламы: лучшая цена на BCAA