HL-лаборатория ->Спортивный туризм -> Карты и GPS

JJ-Connect NAVIGATOR 100
и бумажная карта

Исправлено и дополнено 03.08.2007

Представим себе достаточно типичную ситуацию - вы находитесь в лесу, в горах, в пустыне, на прогулке, на охоте, на рыбалке… В общем, не дома. В одной руке вы держите JJ-Connect Navigator 100 (или любой другой GPS приемник), а в другой нормальную топографическую карту. И все, что вам нужно, это с помощью GPS приемника найти на карте ту самую заветную точку, где вы в данный момент изволите быть. При этом у вас в сумке случайно не завалялся ноутбук, да и крутого мерседеса, оснащенного современной навигационной системой поблизости тоже не наблюдается.

В Интернете есть масса статей, в которых просто и подробно расписано, как это сделать. Но не проходит и месяца, как на форумах снова появляется жалобные стенания по поводу того, что у очередного пользователя это опять не получается. Все это сложно и непонятно и просят объяснить это ЕЩЕ ПРОЩЕ и ЕЩЕ ПОДРОБНЕЕ.

Вот сейчас я постараюсь совсем отключить свои мозги и объяснить это так подробно, как только смогу. Если и это будет непонятно, то лучше выкиньте или продайте свой навигатор. С ним вы заблудитесь еще быстрее, чем без него. Доверьтесь своим чувствам, советам друзей и местных аборигенов.

Если вам плохо понятно то, что написано крупным шрифтом, ни в коем случае не читайте то, что написано мелким. Вам станет еще хуже.

Что показывает нам наш навигатор.

Включать свой навигатор вы, скорее всего, умеете. После включения он начинает показывать "Окно спутников" (спутн). Нажимая клавишу ESC, вы сможете увидеть еще три окна: "Окно карты" (карта или отслеж), "Окно компаса" или навигации (нав) и "Окно координат" (координаты или форм польз.). Слова в скобках, это то, что написано вверху окна.

Эти слова будут такими, если у вас прошивка навигатора от Симбы. Если вы не меняли прошивку навигатора, то слова будут такими как на картинках.

Итак, пройдемся по окнам:

В окне спутников, показано небо и "ушастые" спутники с номером в кружочке. Те, что в центре, у вас над головой. Те, что по краям, ближе к горизонту. Если у вас виден только один спутник сверху, значит, навигатор еще не разобрался какие где, и вам надо немного подождать. Внизу столбиками показана сила сигнала от спутников. Чем выше столбик, тем лучше. Столбиков должно быть не менее трех, а лучше четыре и более.

Рано или поздно, часть столбиков и спутников должны почернеть. Это значит, что их сигнал используется для определения координат. При этом стрелочки в левом верхнем углу экрана будут направлены внутрь, к точечке. Это значит, ваш навигатор уже понял, где вы находитесь. Осталось это понять вам.

Совет 1. Если почернела только половина спутников с одной стороны, пошарьте руками за спиной. Скорее всего, там стена, которая закрывает пол неба. При некоторых навыках и наличии компаса, зная, что север вверху экрана, можно найти эту стену даже в темноте.

Совет 2. Если спутников и столбиков нет или они упрямо не чернеют - вам крупно не повезло. Все остальное читать нет смысла. Идите, куда глаза глядят. Лучше на большую поляну, и там попытайте счастья еще раз.

Окно карты - это громко сказано. Никакой карты там и в помине нет. Все, что вы там увидите - это два "лаптя" посередине пустого экрана (или стрелочку, если у вас новая прошивка).

Несколько раз прочитав инструкцию вы, возможно, сможете переключить ваш навигатор в режим записи пути. Тогда вы увидите на экране линию, которая покажет вам, как вы шли и какие петли набрасывали, блуждая по лесу.

Еще несколько раз прочитав инструкцию вы сможете сохранить в навигатор точки, составить из них маршрут и увидеть на экране линию, которая соединяет точки, в которых вы мечтаете побывать, и стрелочку, которая покажет, насколько ваши мечты далеки от реальности.

Несмотря на все старания, больше ничего вы от этого окна не добьетесь. Посему переходим к следующему, которое потребует от вас понимания таких страшных вещей, как "азимут" и "координаты".

Окно компаса или навигации. Здесь вас снова крупно надурили. Никакой это не компас. Хоть он внешне и похож, но на север его стрелка никогда не показывает. Его стрелка всегда, очень оптимистично, показывает вперед. Круг с делениями, при этом показывает вам стороны света, да и то не всегда, а только тогда, когда вы движетесь с достаточной скоростью. Когда вы стоите, верить ему нельзя.

Большинство навигаторов не знает где север. Зато, все они каждую секунду знают, где вы находитесь. Сравнивая ваше текущее положение с тем, где вы были секунду назад, они могут высчитать, куда вы движетесь и насколько быстро.

За секунду бодрым шагом вы будете проходить не более 2 метров. Точность навигатора метров 5 или хуже. В результате, при движении пешком, стороны света на компасе все время скачут туда-сюда. И только, если вы усядетесь на велосипед, его показания станут более-менее стабильными.

Немного потренировавшись, вы научитесь бегать по лесу, глядя одним глазом на экран, а другим под ноги или вперед, чтобы не налететь на камень и не врубиться головой в дерево.

Обратите внимание! Внизу под компасом видны две строчки каких-то циферок - это ваши точные географические координаты. Если циферок не видно, а есть только черточки, значит, вам опять не повезло - навигатор потерял спутники и не знает, где вы находитесь.

Первая строчка (шир) - это широта или номер параллели. Первые две цифры - градусы, остальные минуты. Не перепутайте. После точки идут не секунды, а десятые, сотые и тысячные доли минут. В секунды можно пересчитать, умножив три последние цифры на 60. Если широта близка к нулю, то вы, скорее всего в Африке, и вам грозит солнечный удар. Если больше семидесяти - опасайтесь встречи с белым медведем.

Вторая строчка (дол) - это долгота, номер меридиана или насколько вы далеко от местечка Гринвич, что недалеко от Лондона. Долгота тоже выражена в градусах и минутах.

Польза от этих циферок очень большая. Их можно сообщить по телефону спасателям, чтобы они вас нашли, или жене, чтобы она успокоилась, но ни в коем случае вас не нашла.

Совет 1. Если вы сообщаете координаты по телефону и в ответ вас спросят что-то, упомянув слова "система координат", "датум", "ВГС" или "Пулково", не заморачивайтесь - скажите "WGS84" или просто "ВГС". Вас поймут.

Совет 2. Отправляя координаты по Интернету или через СМС - поставьте после первой строчки букву "N" (если вы не в Австралии или Южной Америке) и "Е" после второй, если вы в Европе, Азии или Африке (Россия находится частью в Европе, частью в Азии). После всего этого тоже стоит написать WGS84.

Для работы с топографическими картами эти цифры бесполезны. А вот для туристов, могие из которых уже обзавелись спутниковыми навигаторами, уже выпускаются карты и атласы с нанесенной сеткой и проставленными значениями координат в WGS-84. Киевское военно-топографическое издательство наконец выпустило, обещанную уже три года назад новую карту Крыма. Есть шанс купить или найти в Интернете и отличную польскую карту Украинских Карпат, где координаты в WGS84 вам тоже будут полезны.

Покачав джойстиком вверх-вниз, вы сможете узнать не только ваши координаты, но и высоту над уровнем моря в метрах (выс), вашу скорость в километрах в час (ск), и направление, куда вы движетесь в градусах (нд), еще называемое странным словом "азимут".

Если прибор показывает координаты, но не показывает высоту - значит, он видит слишком мало спутников, чтобы ее вычислить. В этом случае он и по координатам может ошибаться не на 3 - 5 метров, а на 30 - 50.

Для работы с обычными (советскими, топографическими) бумажными картами в GPS приемнике JJ-Connect Navigator 100 есть специальное окно - Окно координат (координаты). К сожалению в инструкции, прилагаемой к прибору, о ней нет ни слова, будто ее нет вовсе.

Окно координат и его настройка

В окне координат всего 6 строчек. Прежде всего, убедитесь, что в первой строчке написано "Russia". Если это не так, перейдите в окно спутников или компаса и нажмите джойстик. Выберите картинку "Настр", затем "Датум" и в появившемся списке ищите и выбирайте Россию, даже если вы Украинец или Белорус. Особо ярые националисты могут выбрать "USER", но это им даром не пройдет.

Датум (datum) или проще "Система координат" - это способ проведения на нашей матушке земле параллелей и меридианов. Вопреки мнению младших школьников параллели и меридианы не нарисованы на земле ни мелом, ни углем. Они вообще на ней никак не обозначены. Это проходит позже с пониманием термина "воображаемая линия". Мало того, каждая страна проводит эти воображаемые линии немного по-своему. Способ проведения этих линий, оформленный в виде национального стандарта и есть "Система координат" или "датум".

Подробности для любопытных. Дело в том, что земля не только не круглая и не просто сплюснутая с полюсов. Она еще и достаточно кривобокая. Математики и геодезисты представляют себе землю в виде математической фигуры - трехосного эллипсоида. В каждой стране подбирают себе такой эллипсоид, чтобы он наилучшим образам соответствовал "кривости" земли на их территории. По этой воображаемой земле, они и проводят воображаемые линии параллелей и меридианов.

В американской системе NAVSTAR, она же GPS, используется система координат WGS 84 на базе эллипсоида с таким же названием. В этой системе, по умолчанию, и выдают координаты почти все навигационные приемники.

В СССР в качестве эталонной земли был принят другой эллипсоид (эллипсоид Красовского) и, соответственно другая система координат - Пулково 1942 или сокращенно СК-42. В этой системе и нарисованы все старые военные карты, и все те карты, которые можно купить в магазинах. Расстояние между точками с одними и теми же координатами, но в разных системах (WGS84 и СК-42) составляет на территории Украины около 130 метров, что не смертельно, но неприятно.

Существовала в СССР и другая, более новая, система координат СК-63, которая, на мой взгляд, ничуть не лучше старой, и придумана была только для того, чтобы запутать потенциального противника. Все карты в ней немного повернуты и смещены относительно друг друга. Насколько они смещены известно только особо посвященным. Мерить землю в пределах одной карты можно, а чтобы нацелить ракету с одной карты на другую, надо обладать совершенно секретными коэффициентами. Для нас эти карты совершенно бесполезны.

С июля 2002 года в России предписано использовать новую, более точно описывающую землю в пределах России, систему координат СК-95. Эта система основана на том же, что и СК-42, эллипсоиде и отличается от СК-42 на несущественные для нас несколько метров. Правда карт в этой системе никто из известных мне людей еще не видел.

Российская навигационная система ГЛОНАСС работает в своей собственной системе ПЗ-80, отличия которой от американской WGS-84 смогут обнаружить только обладатели специальных приборов с сантиметровой точностью. Но они, я думаю, умеют прересчитывать коорднаты из любой системы в любую другую. Нам же поможет пересчитать координаты сам спутниковый навигатор.

Обратите внимание! Все навигаторы вычисляют координаты, расстояния и направления, сохраняют точки и передают данные в компьютер только в международной системе координат WGS 84, но перед тем, как показать координаты на экране, они могут их пересчитывать в любую другую систему, если в навигаторе имеются для нее коэффициенты пересчета. В JJ-100 коэффициенты для пересчета из WGS84 в СК-42 хранятся под именем "Russia".

Если вы не нашли в списке "Russia" или у вас другой навигатор, где Russia или Pulkovo не предусмотрены, можно ввести коэффициенты вручную. Для этого нужно выбрать в меню "Датум" - "USER" и ввести 5 коэффициентов, из приведенной ниже таблички:

Коэффициент
Значение
Dx
28
Dy
-130
Dz
-95
Da
-108
Df
0.00480795

В других навигаторах коэффициенты могут быть в другом порядке, но они имеют те же названия. Если для Df предусмотрено меньше цифр, то последние можно округлить. В данном навигаторе это будет 0.004808.

Возвращаемся в окно координат. Теперь три нижние строчки на экране, это координаты в нашей родной системе Пулково-1942 (СК-42) и еще высота над уровнем моря:

Для особо непонятливых еще раз повторяю - спутниковые навигаторы и навигационные программы могут выдавать на экран сохранять в файлы географические координаты в разных форматах:

Все три приведенных значения, это одна и та же широта Пулковского меридиана (центра зала пулковской обсерватории). Главное не перепутать!

Многие считают, что этого достаточно. Знать свои координаты вообще говоря интересно, но хотелось бы найти, где это место на карте. А вот это уже сложнее. Мало того, что нужно сначала вычислить сколько минут в сантиметре карты, потом еще секунды перевести в минуты и потом отмерять от края карты, потому как градусы и минуты только по краю карты и обозначены. В общем, гнусное занятие. Но все это можно сделать гораздо проще.

На все топографические карты и многие карты, которые продаются в наших магазинах, нанесена, так называемая, километровая сетка. Шаг этой сетки ровно 2 сантиметра. На настоящих картах сетка еще и подписана координатами в километрах. Если научить прибор выдавать эти координаты, то ориентироваться станет гораздо проще. Все-таки, мерять сантиметры легче, чем неизвестного размера градусы. Для этого нужно настроить оставшиеся две строчки окна координат.

Забудьте все чему вас учили в школах и иститутах и запомните:

Нажмите джойстик и введите еще 4 коэффициента параметров проекции:

Коэффициент
Значение
JJ Connect Navigator 100
Другие навигаторы
Yf
False Easting
500000
Lf
Lon Origin
Центральный меридиан
Df
Scale Factor
1
Xf
False Northing
0
Lat Origin
0
Meter Conversion
1

Три коэффициента одинаковы для всех, путешествующих на просторах нашей бывшей необъятной родины. А вот "Центральный меридиан" каждому придется вводить свой. И этот простой вопрос почему то вызывает у пользователей наибольшие затруднения, а словосочетание "номер зоны" вообще приводит в трепет законопослушных граждан нашей страны.

Есть несколько способов определения центрального меридиана. Для начала воспользуемся самым простым. Включим наш навигатор, дождемся, когда он определится и запишем показанное в окне координат значение долготы (L). В приведенной ниже табличке в колонке Долгота в градусах ищем куда попадает наше значение. Напротив в колонке Центральный меридиан смотрим нужное нам значение. Его и вводим в навигатор как параметр Lf.

Номер
зоны
Долгота
в градусах
Номер
карты
Центральный
меридиан
4
18 - 24
34
21
Закарпатская украина
5
24 - 30
35
27
Западная украина, Молдова, Белоруссия, Псковская область
6
30 - 36
36
33
Центральная Украина, Крым, Новгородская, Смоленская области
7
36 - 42
37
39
Восточная Украина, Москва, Краснодарский край
8
42 - 48
38
45
Кавказ, Калмыкия, Волгоград, Саратов
9
48 - 54
39
51
Татарстан, Удмуртия, Киров, Самара
10
54 - 60
40
57
Пермь, Оренбург
11
60 - 66
41
63
Свердловск
12
66 - 72
42
69
13
72 - 78
43
75
14
78 - 84
44
81
15
84 - 90
45
87
16
90 - 96
46
93
17
96 - 102
47
99
18
102 - 108
48
105
19
108 - 114
49
111
20
114 - 120
50
117
21
120 - 126
51
123
22
126 - 132
52
129
23
132 - 138
53
135
24
138 - 144
54
141
Сахалин
25
144 - 150
55
147
26
150 - 156
56
153
27
156 - 162
57
159
Камчатка
28
162 - 168
58
165
29
168 - 174
59
171
30
174 - 180
60
177
Чукотский АО, Корякский АО

Возвращаемся в окно координат и смотрим, что у нас получилось. X (расстояние до экватора) у нас должно быть около 5 000 000, если мы в Крыму или Казахстане и около 8 000 000, если нас занесло на Таймыр. Значение Y должно быть не менее 250 000 и не более 750 000, иначе вы что то ввели неправильно.

Теперь у нас все настроено. Мы точно знаем свои километровые (Гауссовы) координаты и можем найти на соответвующей карте, где мы находимся.

С помощью программы OziExplorer можно распечатать с оцифрованной километровй сеткой любую карту. Обычно я так и делаю.

Если напечатанная сетка делит карту не на одинаковые квадратики, пусть даже немного наклонные, а на прямоугольники или паралелограммы - будте осторожны. Вы явно что-то напутали или ваша карта совсем кривая и может завести вас неизвестно куда.

Как найти нужную карту

Продолжение следует!

Но пока можно почитать здесь.



На правах рекламы (Sape):  Авиабилеты купить в Украине - e-bilet может помочь Вам.