HL-лаборатория -> Клондайк -> Тексты по темам -> Спортивный туризм

Прогулка с GPS.

 

Каждый человек, столкнувшись с чем-то новым, наступает на одни и те же грабли. Туризмом я занимаюсь лет двадцать и протопал с рюкзаком не одну тысячу километров. Все это время я успешно довольствовался картой и компасом, ходил бы с ними и дальше, если бы мне в руки не попал GPS.

Возможно, те, кто давно пользуется этим прибором, посмеются над моими первыми впечатлениями, но те, кто его только купил, наверное, смогут почерпнуть что-то полезное. Те, кто еще раздумывают, купить или нет, может быть, смогут решить для себя, будет ли он для них незаменимым спутником в путешествиях или останется красивой дорогой игрушкой.

Первое знакомство

Мой Magellan GPS 4000 XLЯ уже не раз слышал о GPS и даже один раз держал его в руках, но для меня, он всегда оставался несбыточной мечтой вроде профессионального цифрового фотоаппарата или крутого ноутбука. Если чего-то очень хочется, то оно обязательно происходит. И вот он у меня в руках. Я, конечно, понимаю, что Magellan GPS 4000 XL это далеко не самая последняя модель прославленной фирмы, но он работает, уже показывает на экране какие-то координаты, и я могу им пользоваться. По дороге домой, и дома я потыкал все кнопки, пересмотрел все экраны и, мне кажется, даже понял, как им пользоваться.

К обычным пользователям, которые никогда ничего не читают и удовлетворяются тем, что им показали на пальцах, я не отношусь, поэтому начал с того, что принялся искать в Интернете инструкцию. Первое, что я нашел, это кучу криков о помощи от людей, которые оную инструкцию нигде не могут найти. Как ни странно инструкция оказалась там, где ей и положено быть - на сайте производителя. Поначалу я даже испугался, шутка ли сказать - 105 листов! Распечатав на принтере толстенный фолиант, я улегся на диван и погрузился в чтение на весьма малознакомом мне английском языке. Через пару часов я понял, что мы все-таки не американцы и объяснять нам в картинках каждое нажатие на кнопку не обязательно. То же самое можно изложить вдесятеро короче и понятней.

Приемник может помнить до 200 точек (Landmark). Точки можно вводить руками, указывая их географические координаты, а можно сохранить замеренную прибором точку на местности. Еще можно ввести точки, указав азимут и расстояние от имеющихся, или смещение по широте и долготе.

Из точек можно собрать маршруты (Route). В моем Магеллане может быть не более 5 маршрутов по 20 точек. Еще один маршрут (Last Fix Buffer) из 21-й точки GPS сохраняет сам. Каждые 10 минут движения он запоминает точку. Эти точки можно сохранить как маршрут, по которому можно вернуться туда, откуда пришел, если конечно бродил не более двух с половиной часов. Это называется Back Track.

Вся работа с прибором заключается в том, что ты выбираешь точку, а он показывает тебе разными способами как туда добраться. Можно выбрать и маршрут, тогда GPS будет показывать направление и расстояние до первой точки, а когда мы туда придем, сам переключится на следующую.

Информация представлена на шести экранах. На первом показываются координаты точки, в которой мы находимся, ее высота над уровнем моря и точное время, что тоже немаловажно. Еще четыре экрана посвящены информации о точке, куда мы идем. Это, конечно же, азимут (BRG) и расстояние до нее (DST), направление, куда мы действительно идем в данный момент (HDG) и наша скорость (SPD), отклонение от маршрута (XTE), и уж, на мой взгляд, совсем экзотика - сколько по времени нам еще идти (ETA), и даже ориентировочное время прибытия (TTG).

На одних экранах информация представлена просто цифрами, на другом, в виде стрелочки как у компаса, на третьем - как шоссе из автомобиля, где впереди маячит флажком заветная точка. Стрелочки - это хорошо, но у простого GPS-а нет компаса и всю информацию о направлениях, он получает, сравнивая каждую секунду наше положение на местности. Поэтому, стоит нам остановиться, как все стрелочки начинают скакать или показывать неизвестно куда.

Еще один экран (Plotter) - это подобие карты, где показаны точки и маршруты. При движении прибор рисует там же и пройденный нами путь (Track). Видимо как бесплатное приложение есть еще спидометр (Odometer), который напоминает автомобильный и показывает пройденные километры. Еще можно узнать точное время восхода и захода солнца для данной точки на указанную дату и фазы луны.

В общем, все просто и понятно. Можно брать в руку и идти в неизвестность без риска потеряться и заблудиться. Наконец закончилась бесконечная ночь, и я пошел.

Первые разочарования

Холодный старт и ловля спутников

Начитавшись инструкции, я решил сбросить все настройки и начать жизнь сначала. После сброса приемник должен переинициализироваться, то есть заново "наловить" спутников и определиться где он находится. Еще это называется "холодный старт" и операция эта, по описанию может быть достаточно длительной. Холодный старт может потребоваться и в том случае, когда прибор в выключенном состоянии перевезен миль на 300 от того места, где он раньше работал. Чтобы облегчить приемнику эту работу, в специальном меню можно выбрать страну нашего теперешнего пребывания.

Выношу приемник на балкон, включаю, выбираю Украину и ожидаю. В течение получаса GPS вяло перебирает спутники, но ни разу их не набирается больше трех. Уровень сигнала то на одном, то на другом падает до 0. То же самое повторяется и во дворе. Наконец, я нахожу точку на пустыре, где минут за двадцать прибор все-таки наловил необходимое количество спутников, показал мне координаты точки и высоту, которая оказалась весьма странной.

Ориентирование в городе.

Почти неделю я таскал свой Магеллан из дома на работу и обратно, благо он очень похож на мобилку, и теперь никто не обращает внимания на человека, пялящегося в маленький экранчик. Я бродил по городу, сохранял в памяти разные точки, определял азимуты и расстояния. Стартовался и определялся мой GPS просто ужасно. Возможно, более новые приборы с двенадцатиканальными приемниками ведут себя лучше, но этот старый, двухканальный никак не хотел ловить сигналов, а если и ловил, то сразу же их терял.

Вообще в городе он чаще не работал, чем работал и вообще вел себя непредсказуемо. Иногда на широких свободных пустырях не принимал вообще ничего, а потом, вдруг полчаса прекрасно определялся в маршрутном такси и даже нарисовал маршрут. Одни и те же точки, замеренные в разное время, отличалась на 150 метров и более, хотя на экране все время светилось обнадеживающая точность (EPE) 5-10 метров. Я уже подумал, что он неисправен или ему не хватает напряжения питания, и даже попробовал его на свежих дюраселловских батарейках, хотя всегда пользуюсь аккумуляторами. Осталась одна надежда, что в городе много индустриальных помех, и на природе он будет работать лучше.

Как раз через неделю мы собирались пойти с детьми в двухдневный поход по присамарскому лесу. Это была отличная возможность проверить исправность приемника и мою склонность к приобретению ненужных или поломанных вещей.

Готовимся к походу

Карты и OziExplorer

Бумажных карт у меня великое множество, я их собирал с тех пор, как первый раз одел рюкзак. Есть родная Днепропетровская область и Крым, Алтай, Тува и Таймыр и еще многих мест, где я побывал или собрался побывать. Карты разных лет и разных масштабов, не раз пройденные и с кучей известных мне неточностей и ошибок. В последнее время многие из них уже просканированы и лежат в виде файлов в моем компьютере. Кроме них я нашел в Интернете генштабовские километровки Украины со всеми полагающимися обозначениями и координатами.

Почитав в Интернете форумы, я установил себе и программу OziExplorer. Программа оказалась просто замечательной. Жаль, я о ней раньше не знал. Даже и без GPS-а она бы мне очень пригодилась. Пару дней я промучился с настройкой программы и привязкой карт, разбирательством с системами координат и видами координатных сеток. Теперь я, наконец, понял то, что так упорно, но бестолково мне объясняли лет тридцать назад на военной кафедре.

Системы координат

Все знают, что земля круглая, и почти все, что есть на ней меридианы и параллели. Любая точка на земле может быть точно указана ее широтой и долготой. Это учат в школе по географии. Еще на географии иногда говорят, что земля не совсем круглая, а немного сплюснутая с полюсов.

На самом деле земля не только не круглая, но и вообще не совсем симметричная, так что описать ее математически совсем непросто. Мало того, в каждой стране ее описывают по-своему, так, чтобы расхождение между описанием и самой землей на ее территории было минимальным. На территории остальных стран ошибка может быть очень большой, но это никого не волнует.

В нашей стране используется система координат, которая называется "Пулково-1942". Координатная сетка, на большинстве наших карт нанесена в этой системе. За пределами нашей страны более популярна система WGS84. В этой системе работают и большинство GPS, хотя многие новые модели уже понимают и нашу. Разница между координатами в этих системах может составлять до 200 метров. Для путешествий на автомобиле это может и не принципиально, но вот искать в лесу родник, указанный с такой точностью будет тяжеловато.

Километровая сетка в проекции Гаусса-КрюгераКроме географических координат в градусах и минутах, на картах наносят километровую сетку. Она наносится тоже не просто так, а четко привязана к экватору и начальному меридиану. Такими меридианами в нашей стране считаются 3-й, 9-й, 15-й и так далее. По краям карты возле линий сетки указывается расстояние в километрах от экватора и от ближайшего начального меридиана. Чтобы не заморачиваться с выяснением слева или справа от меридиана находится точка, к расстоянию по горизонтали прибавляют еще 500 километров. Часто первая цифра расстояния по горизонтали это номер самого меридиана или, как еще говорят, "номер зоны". Так если у линии сетки у вас указано, к примеру - 6682, то вы находитесь в шестой зоне (начальный меридиан 33 градуса восточной долготы) в 182 километрах восточнее от него. Координаты в этой системе не менее точны, чем в градусах и минутах, и их можно указывать в любой, если ваш GPS это понимает.

Магнитное склонение и угол километровой сеткиЕще одна кособокость нашей родной планеты, заключается в том, что все магнитные компасы показывают не совсем на северный полюс, а немного в сторону от него, туда, где находится полюс магнитный. У нас на Украине эта разница, называемая магнитным склонением, составляет от 2 до 6 градусов. Истинный север находится западнее магнитного на эту величину.

Если у вас на карте нанесена километровая сетка, то прикладывать к ней компас я тоже не рекомендую. Поскольку наша земля, развернутая в зону на карте, напоминает дольку апельсина, то линии километровой сетки направлены на север только вблизи центрального меридиана зоны. Чем дальше от него, тем больше они разбегаются в стороны. На хороших картах есть даже специальная схемка, где показано, что куда направлено и на сколько градусов и минут отличается.

Привязка карты в OziExplorer

Окно настройки привязки картыСмысл привязки карты очень прост. Вы загружаете в программу просканированную карту и указываете программе координаты нескольких точек на этой карте (обычно по углам и в середине). После этой операции Ози уже знает координаты всех точек на вашей карте. Проблем тут всего две: во-первых, координаты этих точек надо где-то взять, а во-вторых, ничего при этом не перепутать.
Для начала я решил привязать одну из генштабовских километровок, взятую с сайта велотуристов. Это очень хорошие карты. На них есть все необходимые обозначения, сетки и маркировки. Единственный их недостаток - они пятнадцатилетней давности.
После загрузки карты (File - Load and Calibrate Map Image) появляется окно для ввода координат привязки. На первой закладке (Setup) вводится система координат (Map Datum) - для наших карт Pulkovo 1942 (1) и тип проекции (Map Projection) - Transverse Mercator. Магнитное склонение можно не вводить, программа будет вычислять его сама. В параметрах проекции вводится центральный меридиан зоны (Central Meridian), масштаб по меридиану (Scale Factor) - 1.0 и восточное смещение (False Easting) - 500000 км.

Окно параметров проекцииЦентральный меридиан можно вычислить из обозначения карты. Цифра после буквы или вторая цифра - это номер листа. Номер зоны - это номер листа минус 30. Так если карта имеет обозначение М-36-131, то номер листа - 36, а номер зоны - 6. Начальный меридиан шестой зоны - 33 восточной долготы (6*6-3).

Теперь остается в последующих закладках окна (Point 1 - Point 9) ввести координаты известных точек и показать их курсором на карте. На генштабовских картах подписаны координаты углов и есть маркированный крестик в центре. Четырех точек по углам обычно вполне достаточно для привязки.

Для проверки можно включить градусную или километровую сетку (Map - Grid Line Setup). Если они совпали с обозначениями на карте и километровой сеткой - значит все в порядке. Карта привязана, и ей можно пользоваться. По началу у меня это никак не получалось. Сетки разбегались, а подписи к километровой сетке выдавали совершенно невообразимые значения. Ошибка оказалась совершенно глупой. При настройке программы вместо северо-восточного региона я указал северо-западный. При вводе координат я не обратил внимания, что вместо восточной долготы, вводил западную. Когда я это исправил, километровая сетка идеально наложилась на нанесенную на карту.

Ввод координат километровой сеткиТеперь предстояло привязать карту поновее. Киевское военно-картографическое издательство выпускает сейчас неплохие карты, но на этих картах нет географических координат, а только километровая сетка и та не подписана. Если есть карты с подписями - это не проблема. Я выбрал по углам карты пересечения километровой сетки и по генштабовской карте нашел их координаты в километрах, потом привязал немаркированную карту по этим точкам, вводя координаты не в градусах и минутах, а в метрах (в полях с подписью User Grid). При этом я опять ошибся. Сначала я не отбросил из обозначения первую цифру (номер зоны), потом забыл добавить три нуля, чтобы получились метры.

В общем, вторая карта привязалась не хуже первой, и это при том, что она была составлена из двух изрядно пожеванных карт, просканированных кусками и склеенных в фотошопе. Расхождение километровых сеток не превысило миллиметра в самых помятых местах. Теперь предстояло наметить точки и проложить маршрут.

Прокладка маршрута

Вся последующая работа заключалась в тыканье курсором в карту. На это я потратил почти полдня. Район там хоть и равнинный, но непростой - лесной массив размером 10 на 30 километров, ограниченный с одной стороны рекой, с другой дорогой и населенками. Середина его, бывший танкодром, перепаханная танками пустыня, чередующаяся с небольшими перелесками. Вдоль реки двухкилометровая полоса сплошных болот и лабиринтов мелких озер. Четких ориентиров там почти нет, поляны, границы леса, лесные дороги и тропы последние 20 лет никто даже на самую свежую карту не наносил.

Точки и маршруты нашего походаЯ решил не мелочиться и промаркировал предполагаемый 35-километровый маршрут почти через каждые 500 метров. Кроме этого я отметил все известные мне в этом районе родники, мосты, дороги, блиндажи и землянки. Поскольку маршруты в Magellan 4000 XL ограничены 20-ю точками, у меня получилось 4 маршрута по полдня каждый. Ozi мимоходом подсчитал мне протяженность каждого маршрута. Общая протяженность получилась хоть большая, но вполне по силам небольшой хорошо подготовленной группе.

Поскольку GPS мне достался без модуля подключения к компьютеру, точки и маршруты пришлось вводить вручную. Для этого я вывел распечатки, не забыв указать, что мой GPS понимает не Пулково, а WGS84. Кроме этого OziExplorer напечатал мне замечательные карты со всеми точками и маршрутами. Карты он печатает в любом заданном масштабе и сам делит на листы, учитывая возможности принтера. Из цветной километровки я сделал себе черно-белую пятсотметровку. Еще одна особенность этой замечательной программы в том, что она может печатать и цветную и черно-белую карты. Черно-белая получается гораздо лучше, чем если послать цветную на черно-белый принтер.

Остаток вечера я провел, изображая девочку из рекламы, лихорадочно отправляющую по мобилке SMS. Но в отличие от мобилки, где для ввода 10 клавишей, в GPS их всего две. Цифры набирать еще не так долго, а вот перебирать буквы в именах точек испытание для нервов. Я ввел все точки и маршруты и тщательно их проверил. К сожалению просмотреть их на экране плоттера мне не удалось. Дело в том, что центром экрана плоттера всегда является текущая точка, а она у меня в данный момент дома на диване, и от нее до маршрута 60 километров. При крупном масштабе точки уходят за край экрана, а при мелком просто сливаются вместе.

Наконец все готово, рюкзаки собраны, продукты упакованы и, как пелось в старой песне, "заправлены в планшеты космические карты". Аккумуляторов я на всякий случай взял два комплекта и еще в качестве НЗ комплект батареек. Как впоследствии оказалось, Магелланы непривередливы к питанию. В них прекрасно работают батарейки, на которых уже отказался работать цифровой фотоаппарат. Извлеченные из GPS они еще некоторое время работают в фонаре.

Проверка на местности

Бильбо, Белка и ЖирафГруппа у нас в этот раз собралась маленькая и схоженная - я, 19-летняя Бешеная Белка и 13-летние Жираф и Бильбо. Мелких скаутов, учитывая почти 40 километров за 2 дня, мы в этот раз не брали, у остальных старших оказались другие дела. Мы встретились на вокзале, погрузились в электричку и отправились к первой точке нашего маршрута.

Где-то за полчаса до прибытия я включил GPS и поднес его к окну электрички. Как ни странно он почти сразу поймал сигнал нескольких спутников и через несколько минут уже бодро минусовал километры, до станции назначения. Нашу остановку в этот раз мы не прозевали.

Вместе с нами на этой станции вышла еще одна группа туристов, дяденька где-то моего возраста и с ним четверо почти таких же детей. Мы достали свои карты и обменялись известными нам достопримечательностями этого района. Он сильно удивился моим новым картам, хотя они продаются в любом книжном магазине. На GPS он вообще внимания не обратил. Видимо для обычного руководителя детского турклуба это слишком большая экзотика.

Поля и дороги.

Первые 6 километров до леса нам предстояло пройти по дороге среди бескрайних колхозных полей. Я активизировал первый маршрут, и Магеллан сразу нацелился на вторую точку маршрута, несмотря на то, что мы еще не дошли до первой, вернее ее проехали. Станция оказалась немного дальше, чем было обозначено на карте, да и ехали мы в первом вагоне. Как оказалось GPS вообще никогда на первую точку не нацеливается и использует ее только для расчета длины маршрута.

Мы бодро топали вперед, правда, не по дороге, по тропинке за посадкой. При достижении очередной точки GPS автоматически переключался на следующую. Он уверенно принимал сигналы почти всех видимых в данный момент спутников и показывал точность то 1 то 2 метра. Наш путь вполне сносно совпадал с проложенным маршрутом, а вот повороты дороги, оказывались то раньше, то позже, метров эдак на 150. Меня это не удивляло. С такой точностью никто дороги со всеми поворотами на картах не вырисовывает.

На очередном привале мы решили, что лучше пройти лишний километр по лесу, чем полчаса топать по центральной улице села. Я отключил маршрут и переключился на заранее подготовленную точку в лесу правее села. По пути подвернулась подходящая грунтовая дорога и скоро мы уже валялись на травке под деревьями.

По лесной дорогеЕще один переход, и мы оказались на лесной дороге. Теперь можно было возвращаться на наш первый маршрут. Я снова его активировал и GPS предложил мне вернуться на три километра назад, туда, где мы с этого маршрута так неосмотрительно ушли. Никакие ухищрения не смогли заставить его переключиться на ближайшую точку маршрута, даже когда мы в нее пришли и изрядно там потоптались. Пришлось отключить маршрут и переключаться с точки на точку с помощью функции GoTo. В общем, до конца похода маршрутами я уже почти не пользовался. Как потом выяснилось, функция переключения точек маршрута в Магеллане есть. Надо было внимательнее читать инструкцию.

Лесная дорога оказалась очень населенной. В начале ее стояли три комфортабельных Икаруса. Высыпавшая из них толпа выгружала ящики с водкой и с шумом и криками ломали деревья, а также все, что попадалось под руку. Вдоль дороги, через каждые 50 метров стояли крутые иномарки, а по дороге толпами бродили вдребезги пьяные бритоголовые парни с мобильниками, ищущие явно не грибы. Мы, в отличие от них, не искали приключений, поэтому свернули в лес и пошли напрямик к точке почти в центре танкодрома.

Поляны и перелески.

На карте в этом месте нарисован сплошной лесной массив с прямыми как стрела просеками. Однако, пережив со времени составления карты, не один десяток пожаров, он превратился в мешанину небольших полянок и островков леса с совершенно непролазным подлеском. Поляны были распаханы крупными бороздами, и прыгать по ним глядя на экран GPS-ки было не совсем удобно. Стоило же остановиться, как стрелочка с направлением начинала показывать неизвестно куда. Тут я впервые достал обычный магнитный компас.

Дело пошло гораздо веселее. Я смотрел по GPS азимут, выставлял его на магнитном компасе и некоторое время шел пытаясь придерживаться выбранного направления. Минут через десять, напетлявшись между кустов, я корректировал по GPS азимут, и снова шел вперед. Думаю, что если бы у меня была модель с встроенным компасом, было бы вообще здорово.

Блиндаж посередине полигонаНаконец перелески кончились и мы вступили на барханы танкодрома. Я никогда не был в пустыне, но по фотографиям она выглядит точно так же. Не будь у меня GPS, я бы сильно затруднился с ответом на вопрос, где мы находимся и куда нам теперь идти. В результате мы промахнулись бы на пару километров и еще пару часов потратили бы на поиск известных нам ориентиров. GPS взял на себя все наши проблемы. Он провел нас по кратчайшей прямой, уткнув носом в блиндаж, выкопанный у начала, проходящей по середине полигона, асфальтированной дороги.

Пройдя еще пару километров по разбитому снарядами асфальту, мы увидели знакомые деревья и неприметно уходящую в лес, нужную нам грунтовую дорогу. Мне часто приходится ходить по этой дороге к спрятанным в живописном сосновом лесу туристским стоянкам. Лет двадцать назад туристы, прозванные нами, новичками "деды" облюбовали это место, выкопали родники, построили навесы и лавочки. Теперь уже и меня записали в категорию "дедов", и мне тоже нравится это тихое, уединенное место.

У входа в лес я предусмотрительно сохранил координаты. Мне не раз приходилось ходить через танкодром то ночью, то в туман, то в снегопад, когда не то, что дороги, вытянутой руки видно не было. Теперь мимо этого места я уже никогда не промахнусь.

Густой лес.

Дорога, по которой мы шли, мне хорошо знакома, но она сильно петляет и вряд ли есть на карте. Мне захотелось нанести ее на свою карту, поэтому, я сохранял точки на ней, так часто как мог.

В густом лесу Магеллан стал работать гораздо хуже. Под деревьями на нем постоянно мигал сигнал неуверенного приема, а координаты не менялись по нескольку минут. На плоттере рисовалась зубчатая пила нашего трека с размахом метров в пятьсот. Однако, стоило выйти на небольшую полянку или перекресток дорог, как он снова оживал и показывал очередные координаты, которые я с радостью сохранял.

Точка, где расположены "туристские дачи" мне, вообще говоря, известна весьма приблизительно. Мы ходим туда, либо по этой дороге, либо по другой, от реки. Дома я просто ткнул курсором в предполагаемое место, и как оказалось, ошибся всего метров на 200. Еще полчаса я потратил, чтобы найти точку уверенного приема вблизи единственного в этом районе родника.

Отдых на туристской дачеВечером, развалившись на лавочках, мы пили горячий, ароматный чай с дымком и строили планы на завтра. Завтра нам предстояло посетить район леса, где мы были всего однажды и то прошли только до половины.

Утром небо затянули тучи и подул холодный ветерок. Мы быстренько позавтракали, собрались и продолжили наш путь. Сначала мы набросили небольшую петлю, чтобы сохранить точку выхода к ближайшему селу, а потом продолжили наш путь по дороге, идущей по краю соснового леса мимо низины старого русла, с болотами и чередой живописных озер. Говорят в этих озерах неплохо ловится рыба, поэтому почти к каждому озеру ведет либо тропинка, либо грунтовая дорога, либо просто колея, от недавно проехавшей машины. Заблудиться в этой круговерти очень легко. А заблудившись, будешь долго бродить, обходя узкие серпообразные озера, то и дело натыкаясь на непроходимые полосы болот.

Вчерашняя тактика движения полностью себя оправдала. На полянах мы определяли свои координаты и азимут на ближайшее озеро, затем, пользуясь магнитным компасом, двигались в этом направлении до следующей поляны. На берегах озер, даже заросших высокими деревьями, координаты тоже определялись весьма неплохо. В прошлый раз мы уже ходили здесь, но как оказалось, прошли гораздо меньше, чем предполагали. До озера Длинного, мы, оказывается, не дошли, а то, что мы считали Длинным, оказалось озером Подкова. В походах часто бывает ситуация, когда есть несколько похожих ориентиров, которые очень просто перепутать. С помощью GPS разобраться, кто из них кто, не составляет никакого труда.

Дожди и туманы.

Ближе к обеду пошел мелкий дождик. Сначала он не доставил нам больших хлопот. У нас всегда есть полиэтиленовые накидки, а вещи, мы упаковываем так, что рюкзак можно смело бросать в воду на полчаса. С собой у нас двуручная пила, а разжигать костры скауты научены в любых условиях. В общем дождь нам был пофиг, а вот нашему Магеллану он совсем не понравился. Прием стал все более неуверенным, и когда полил настоящий ливень, а деревья окончательно промокли, он потерял последний спутник. Время приближалось к обеду, а мы прошли всего треть пути. Дорога совсем раскисла и темп нашего передвижения сильно замедлился. Пришло время выбирать.

Ситуация была совсем не экстремальной. Мы еще вполне могли успеть дойти до конца маршрута и сесть в последний микроавтобус. Могли и заночевать, поставив отличную самодельную палатку с надежным тентом и выспаться в сухих теплых спальниках. Только вот, завтра нам с Белкой на работу, а детям в школу. Да и втиснуться в переполненную комфортабельную маршрутку с мягкими сидениями, со своими мокрыми грязными рюкзаками, и при этом еще выслушивая отнюдь не цензурные замечания цивильных пассажиров…

Под дождемМы решили свернуть к ближайшему селу, где ходит обычный старый, ободранный ЛАЗ, в котором и пассажиры подемократичнее, да и втиснуться туда с рюкзаками гораздо легче. За ближайшим озером мы свернули направо, и перейдя реку по шаткому дощатому мостику, вышли на окраину села. Обедали мы в заброшенной трансформаторной будке.

В расположенном на вершине холма и почему-то за селом, навесе было подозрительно пусто. Оказалось, что расписание поменялось и автобус будет только через час или даже полтора. Мы решили не мерзнуть в этой продуваемой всеми ветрами халабуде, а пройтись пешком до следующего села, благо ливень опять превратился в мелкую морось.

В автобусеРади интереса я снова включил GPS и он, как ни странно, быстренько определился. Не знаю, то ли дождь стал слабее, то ли все-таки больше мешали мокрые деревья, но всю дорогу он исправно показывал наши координаты. Остановка оказалась там, где ей и положено было быть, судя по карте. Мы немного подождали и втиснулись в переполненный автобус.

Как мы ехали в рычащем и бренчащем всеми частями старом раздолбанном автобусе, стоя на одной ноге и вися на поручнях, при этом еще и ухитряясь придерживать поставленные один, на другой рюкзаки, которые все время норовили упасть на девушку в хрустально чистой беленькой юбочке, я рассказывать не буду. Это не имеет никакого отношения к глобальному спутниковому позиционированию.

Еще раз посмотрим карту

Дома я перенес координаты всех сохраненных в походе точек из GPS в OziExplorer, не забыв указать, что они в WGS84, а не в Pulkovo 1942. При этом я снова пожалел, что не могу подключить свой Магеллан к компьютеру.

Все точки аккуратно легли на соответствующие им ориентиры. Разница между точками, намеченными по карте и точками, замеренными на местности нигде не превышала 80 метров. Вот только точка возле родника уехала неизвестно куда. Я еще раз проверил ее координаты и решил, что условия для ее замера тогда были не очень подходящими.

Соединив точки в маршрут, я получил пройденное нами за два дня расстояние. Ради интереса, я сравнил его с показаниями одометра, которые оказались почему-то гораздо меньше. Не знаю, как он меряет пройденный путь, но цифра явно не соответствовала действительности. Если бы его показания были бы больше, то можно было бы подумать, что он просчитал зубчатку пройденного трека со всеми вылетами координат, но они были раза в полтора меньше расстояния по сохраненным точкам. Непонятно!

Теперь осталось написать комментарии к точкам, чтобы потом было легче вспомнить, каким ориентирам эти точки соответствуют. Насчет нескольких точек я засомневался. В записях Ольки-Белки, которая вела походный дневник, я их не нашел. Видимо, она забыла записать или просто в тот момент меня не слышала. И тут меня осенило. У меня же есть фотоаппарат!

GPS, сохраняя точки, записывает и время, когда он их сохранил. Цифровой фотоаппарат тоже запоминает дату и время каждой фотографии. Походный летописец записывает время выхода, привалов, прохода основных ориентиров, и если я не забуду ему об этом сказать, то номер сохраненной точки и где мы в это время были. Эти данные можно свести в компьютере в одну табличку и отсортировать ее по времени. Имея такую табличку, писать отчет о спортивном походе - одно удовольствие. Жалко, что ближайший серьезный поход предстоит нам только будущей весной.

Так все-таки он нужен в походе или нет?

Побродив по сайтам и форумам, я не нашел толкового ответа на свой вопрос. Рассказы охотников и грибников, о том, как здорово с помощью GPS найти оставленную на лесной дороге машину, а также рыбаков, возвращающихся домой по BackTrack-у домой, не говоря уже о браконьерах, ставящих сети по eTerx, меня не впечатлили. Рассказов и советов бывалых туристов, там не оказалось. К слову сказать, ни у одного из знакомых мне туристов GPS нет, хотя стоимость имеющегося у них снаряжения на порядок превышает стоимость этого, на мой взгляд, очень полезного прибора. Так в чем же дело?

За долгие годы я видел много туристов, путешествующих по Крыму и даже Кавказу без карты, толком не умеющих пользоваться компасом, бесконечно спрашивающих у встречных групп дорогу и часами блуждающих там, где заблудиться вроде бы и негде. Правда им не всегда везет, и трое замерзших под руководством мастера спорта детей, заблудившихся в окрестностях Ай-Петри в октябре 2004 года, тому подтверждение. Говорят, если бы у них был GPS, то они бы не заблудились. Сомневаюсь. У них были мобильные телефоны, но они не смогли вызвать спасателей, потому что не знали как это сделать.

Туман на Караби яйлеGPS - не волшебная палочка, и не панацея от всех бед. Это просто хороший полезный прибор, и не более того. Ни отличная карта, ни компас, ни самый крутой GPS не заменят в походе знаний, опыта и интуиции хорошего руководителя. Но если вы привыкли серьезно готовиться к походу, даже в окрестный лес, если у вас есть карты и компас и вы умеете ими пользоваться, то еще одна полезная вещь в вашем рюкзаке не будет для вас лишней. GPS позволит вам легче и уверенней ориентироваться в лесу и в горах, тратить меньше времени и наматывать меньше лишних километров. Если бы мой Магеллан был со мной, то я не потратил бы в прошлом году полдня на блуждание в тумане по Караби. Мы не прошли бы в позапрошлом году с женой восемнадцать километров вместо восьми, взяв азимут не на ту вершину. На Алтае нам не пришлось бы возвращаться и брать три лишних перевала, чтобы убедиться, что мы прошли именно тот, что нам был нужен, а озеро, которое должно было быть возле него, просто высохло.

Об экстремальных и аварийных ситуациях я говорить не буду. Все несчастья и неприятности руководитель планирует еще дома. Они обусловлены неправильно подобранным и неисправным снаряжением, непродуманным маршрутом, недостаточно подготовленной группой и некомпетентным руководителем. Когда это все "вылазит боком" в походе, то и GPS не спасает. Если же все сделано как надо, то любая ситуация уже не будет экстремальной.

Несколько советов

В довершение я рискну дать несколько советов тем, кто первый раз берет GPS в туристский поход или собирается его купить. Пара - тройка походов и у вас будет свое мнение на этот счет, и вы сможете со мной поспорить.

Мои советы касаются только тех, кто пешком бродит с рюкзаком. Автотуристы, велосипедисты, яхтсмены и спелеологи, возможно, со мной не согласятся.

Точки (WayPoints или LandMarks).

Возможность занести в память прибора координаты точек на карте и определить в походе азимут и расстояние до них (команда GoTo), на мой взгляд, главная и самая полезная функция GPS. Даже если бы он больше ничего не умел, все равно я был бы им доволен.

Но не стоит пытаться занести туда координаты всех камней по всему миру. Память у прибора не резиновая и, как минимум, половину ее стоит оставить для точек, которые вы захотите сохранить в походе. Кроме того выбирать точки из длиннющего списка двумя кнопками долго и неудобно. Как оказалось, еще труднее подобрать уникальное и осмысленное имя из шести символов очередной точке, когда их уже под сотню.

Я бы разделил подготовленные точки на несколько групп.

Точки посещения - те точки, в которых вы планируете обязательно побывать. Это места предполагаемых ночевок, а также вершины, перевалы, живописные водопады, исторические памятники и другие достопримечательности, ради которых вы собственно в поход и собираетесь.

Ключевые точки маршрута - это те точки, мимо которых пройти можно, но нежелательно. Это могут быть развилки и пересечения троп и дорог, где ваш маршрут резко меняет направление, края озер и каньонов, которые придется обходить, мосты и проходы в скалах. В походе вам может оказаться удобнее обойти озеро с другой стороны или подняться на вершину по другому отрогу. Эту возможность стоит тоже предусмотреть.

Точки схода с маршрута - это те точки, в которых вы побывать вовсе не собираетесь, но, тем не менее, они тоже нужны. В память GPS стоит занести координаты близлежащих к маршруту населенных пунктов, постов МЧС и других обитаемых или необитаемых мест, где вам смогут оказать помощь или можно просто укрыться от доставшей вас непогоды. Я искренне надеюсь, что эти точки вам не понадобятся, но возможно вам придется тащить туда кого-то из встреченных по дороге нерадивых туристов.

Прочие ориентиры - это то, что вы будете видеть издалека. Туда вы вообще не собираетесь, но если кто-то из вашей или не вашей группы вдруг спросит: "Дяденька, а что это за красивая гора там маячит?" - вы сможете не краснея назвать ее гордое имя. Возможны случаи, когда азимут и расстояние до этой горы вам тоже понадобятся, например когда вы будете разбираться, что вы нафотографировали.

Координаты точек.

Координаты можно взять из трех различных источников.

Определить их по карте с помощью программы OziExplorer. Если вы не допустили ошибок при сканировании и привязке карты, а ваша карта военная топографическая километровка, или это туристская карта, изданная в последние годы, например, Киевским военно-картографическим издательством, то ошибка ввода координат не превысит 80-100 метров. Другое дело, с какой точностью нужные вам ориентиры нанесены на карту.

Вершины гор, перекрестки шоссейных дорог, отдельные строения и сооружения обычно наносятся на карту достаточно точно, если там не допущена грубая ошибка. Например, пещерный монастырь Челтер, на киевской карте указан явно не там, где он находится. Следует еще учитывать и древность карты. Если вершина горы явно никуда не переедет, то вот сарая или даже деревянного монастыря в указанном месте может и не оказаться.

Реки и озера указаны на карте гораздо менее точно. Петляние рек при составлении карт обычно сильно сглаживают (генерализуют), а озера имеют свойство высыхать или, гораздо реже, разливаться.

Проселочные дороги и тропы на карту нанесены, "как бог на душу положит". Мало того, что их каждый год прокладывают и протаптывают в новых местах, так и с вырисовыванием их на карте похоже никто сильно не заморачивался. Я видел на туристской карте Краснодарского края мощную тропу, которая смело пересекает каньон с вертикальными скальными обрывами метров по 100.

Границы леса ни на одной, даже самой свежей карте, никогда не соответствуют действительности. Половина вершин в Крыму, судя по карте, покрыты густым лесом. В действительности все они уже давно лысые.

Взять с сайта, с базами данных точек. С каждым днем таких сайтов все больше и больше. Сайтов то много, а вот точек, особенно полезных, на них пока не очень. Ну какой прок пешеходному туристу от координат водопада Учан-Су или поселка Генеральское, разве что успокоить себя знанием расстояния, до того места где можно завалить в ресторан или развалиться на пляже? Есть правда и много полезных, например, координаты родников.

Точность координат, замеренных на месте должна быть выше, чем взятых с карты. Обычно ошибка не должна превышать 10 метров. Этого достаточно даже, чтобы найти засыпанный листьями родник. Однако, полностью полагаться на эти данные я бы не стал. Кто знает, кто, чем и в каких условиях их замерял, в той ли системе координат, и не ошибся ли он вводя значения? Во всяком случае ввести их в Ozi, и посмотреть где они окажутся на карте стоит обязательно.

На многих сайтах есть информация не только о координатах точек, но и о том, кто их туда поместил. Думаю, что если вы проверили несколько точек, замеренных одним человеком, то и остальным опубликованным им точкам можно больше доверять.

Собственная база точек. Это без вопросов. У меня уже есть коллекция точек окрестных лесов. Скоро к ним прибавятся точки Крыма, а там, бог даст, Карпат и других интересных мест. Никто не мешает и вам собирать такую коллекцию. Жалко я пока не видел программы, которая помогала бы это делать более-менее цивилизованно. Если не найду - напишу сам.

Маршруты (Routes).

По идее маршрут - это очень удобно. Включил и идешь себе, тем более, что держать GPS в руке гораздо удобнее, чем компас и карту. Карту постоянно некуда деть, ее треплет ветер, и она все время пытается зацепиться за кусты.

Однако, настоящие туристы никогда не ходят по маршрутам. Вернее ходят, но понимают под этим нечто иное, чем, к примеру, автомобилисты. Когда вы едете на автомобиле, то чаще всего по дороге, и главная задача с этой дороги не съехать. Вот тут отклонение от маршрута (XTE) весьма важная для вас величина. Если маршрут достаточно подробный и точность прибора позволяет, то она не должна превышать ширину дороги. Хотя при вождении автомобиля все-таки лучше смотреть не на GPS, а на дорогу.

Туристы почти никогда не ходят по своим следам. Каждый раз, поднимаясь на вершину или подходя к перевалу, я стараюсь выбрать новый, более удобный, более красивый, а зачастую, и более сложный путь. Поэтому, делать маршрут излишне подробным не стоит. Кроме того, на близких расстояниях от точки назначения стрелка указателя начинает скакать, а азимут постоянно меняется. Сказывается ошибка определения координат. Я считаю, что оптимальным для пешего похода расстоянием между точками маршрута будет 1 - 3 километра. Если включить в маршрут только те точки, о которых я говорил, то где-то так и получится.

Контрольно спасательная служба Крыма в этом году (2004) опубликовала не только список разрешенных стоянок, но и список разрешенных переходов между ними. Лесники даже обещали эти переходы промаркировать. Пройдет немного времени и, возможно, в Интернете появятся и координаты этих стоянок, и маршруты переходов между ними.

Возврат в исходную точку (Last Fix Buffer и Back Track).

Это тоже на любителя. Ну какой, скажите, смысл возвращаться в исходную точку, даже если вы куда то "забурились"? Можно проложить новый маршрут из точки, куда вы зашли, в ту, куда надо идти. Естественно, это надо делать не глядя на GPS, а внимательно посмотрев на карту. Иначе можно выйти к этой точке так, что удастся на нее только посмотреть с противоположного края пропасти или с другого берега непереходимой в этом месте реки.

Мне кажется самая большая ценность обратного маршрута, если вы что-то или кого-то потеряли по дороге. Вот тут имеет смысл вернуться и посмотреть, не лежит ли посередине тропинки то, что вы потеряли. Обычно я стараюсь смотреть за своими вещами и людьми, поэтому данную функцию GPS мне проверить на практике так и не удалось.

Учитывая, то, что при плохих условиях приема, иногда случаются "вылеты" точек метров на 150-200, стоит перед тем как идти, просмотреть маршрут в окне плоттера и выкинуть из маршрута подозрительные точки.

Пройденный путь (Track).

Как здорово, придя из похода, загрузить пройденный путь в компьютер и посмотреть, где нас черт носил. У меня, к сожалению, не получилось. Во-первых, мой Магеллан с компьютером не работает, а, во-вторых, по причине неустойчивого приема сигналов в густом лесу, вместо плавной, красивой кривой, у меня получилась такая зубчатка, что ее, не то, что кому-то показывать, но и самому смотреть противно.

Если вы счастливчик, в смысле наличия подключения вашего GPS к компьютеру, то единственное, что нужно сделать, это посмотреть, с каким интервалом прибор записывает точки трека, и настроить его так, чтобы и памяти хватило, и точки были не слишком редко. И еще не забудьте обнулить трек перед выходом на маршрут.

Другие полезные возможности.

Счетчик пройденных километров я бы не считал очень важной функцией моего GPS, хотя он позволяет, почти мгновенно ответить на извечный вопрос участника похода: "А сколько километров мы за сегодня прошли?". При составлении отчета о походе, пройденные километры все-таки лучше смотреть по треку или сохраненным точкам.

Не знаю, как выглядит календарь охотника и рыболова, в моем Магеллане его нет, а вот время восхода и особенно захода солнца для данной точки и на данную дату - очень полезная функция. Чтобы не нарваться на неприятности, стоит знать, во сколько сегодня зайдет солнце, особенно если вы путешествуете в южных районах, где оно заходит очень быстро. В лучшем случае, вам грозит "на ощупь" собирать дрова и ставить палатки, а в худшем, один из ваших участников может свернуть в темноте ногу или шею.

Электронного компаса и барометрического высотомера в моем Magellan GPS 4000 XL нет, и я не смог оценить их достоинства и недостатки. Так же я ничего не могу сказать о загружаемых в GPS картах. Наличие этих возможностей поднимает цену прибора на недосягаемую для простого руководителя скаутского клуба высоту. На сэкономленные деньги я могу купить два десятка отличных компасов и штук пять высотомеров. Конечно будь у меня в GPS встроенный компас, мне не пришлось бы вглядываться в экран прибора на бегу и постоянно сравнивать его показания с магнитным.

По поводу высоты отдельный разговор. То, что меряет мой прибор, вообще некуда пристроить. В нашей стране за ноль, принят уровень балтийского моря. Какой уровень принят в WGS84, я не знаю. В днепропетровской области GPS показывает метров на 20 выше, причем разброс показаний достаточно большой.

Барометрический высотомер показывает высоту исходя из давления воздуха, которое может меняться. Поэтому, если вы проснулись метров на 50 выше, чем легли, значит ждите плохой погоды. В пеших походах высота не очень важна, а вот в горных и при альпинистских восхождениях знание ее очень полезно. При путешествии по Алтаю я таскал с собой обычный самолетный высотомер. Перевалы там берут ранним утром, когда на голову не сыплются камни, а ночуют в последнем цирке под самым перевалом. С высотомером, мы точно знали где ночуем, и сколько нам еще до гребня.

 

Вот и все, что я хотел рассказать. Не судите строго. Может быть вы ходите не так как я, и не там где я. Возможно у вас более современный, более функциональный и более точный прибор. Возможно вы им пользуетесь уже несколько лет, а я всего пару месяцев. Это мое мнение и мои первые впечатления, о первом походе с GPS. Не бейте ногами, лучше напишите свою статью, о том как используете GPS вы.

Паганель, он же Дмитрий Калинин
Руководитель скаутского ролевого клуба "Земноморье"
Днепропетровск, Украина.



На правах рекламы:  Фотографии номеров, территории Atlantis The Palm hotel 5*, видео отеля Atlantis The Palm.  *  Читать новости украины сегодня на news.bigmir.net