HL-лаборатория -> Вальдорфская школа -> Тексты по темам -> Вальдорфская педагогика

Эмоционально-волевое развитие третьеклассников
вальдорфской школы
на эпохах "Ремёсла", "Земледелие" и "Жилища".

Елена Николаевна Лиходед
Классный учитель Днепропетровской вальдорфской школы
 

Третий класс Днепропетровской вальдрфской школыВокруг современных детей протекают огромные информационные потоки. Они знают гораздо больше, быстрее решают логические задачи, свободно владеют информационными технологиями. Но современные школьники значительно реже удивляются, восхищаются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, не могут полностью погрузиться в изучаемый предмет, их интересы ограничены, а игры однообразны. Актуальность проблемы продиктована тем, что на фоне изменений в обществе развитию эмоционально-волевой сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития.

Однако во многих работах известных педагогов и психологов говорится, что только согласованное функционирование трёх систем: интеллекта, воли и эмоций, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других - тормозят.

Когда ребёнку исполняется 9 лет, происходит первое большое и радикальное изменение его отношения к миру. Дети становятся более подвижными, строптивыми, непослушными, критически настроенными ко всем и всему. Изменяются отношения между детьми в классе, рвутся старые и образуются новые социальные связи. Вначале ненадолго, а потом всё чаще и чаще, ребёнок переживает своё одиночество, и себя - противостоящим окружающему миру. Из-за этого он порой ощущает себя очень несчастным. Найти себя в этом огромном мире помогает учебный материал третьего класса.

Земледелие, профессии ремесленников, строительство дома - прообраз такой социальной общности, где все трудятся сообща и нуждаются друг в друге. Важно, чтобы ребёнок учился чувствовать уважение не только ко всему существующему, но и к тем людям, которые что-то умеют. Тогда наряду с ощущением собственного места в мире, развивается и потребность тоже что-то уметь, которая даёт учёбе и цель, и побудительные мотивы.

Знакомство с кузнечным ремесломВ 3 классе на эпохах "Ремёсла", "Земледелие" и "Жилища" предусмотрено много практических занятий и экскурсий. Знакомство с различными профессиями и наблюдение за работой мастеров пробуждает в детях ощущение взаимосвязи вещей в мире, воспитание уважения к людям труда, понимание того, откуда берутся повседневные вещи: одежда, посуда и столовые приборы, мебель. На практических занятиях по земледелию, ученики знакомятся с тем, как обрабатываются поля, вспахиваются и удобряются почвы; учатся различать виды хлебных злаков. Дети должны почувствовать, как животное нуждается в растении для своего питания, растение - в животном для удобрения, а они оба - в минералах для питания и крепости. Так мы пробуждаем в ребёнке понимание взаимосвязи вещей в мире, растим в нём чувство благодарности по отношению ко всему в мире. При строительстве дома дети видят необходимость измерений и математических вычислений в повседневной жизни. Немаловажным является и понимание того, что дом можно построить только сообща, "толокой", как говорят на Украине, и отношение к своему маленькому кусочку работы влияет на общий результат.

Все виды работ на этих эпохах направлены на формирование высокого уровня эмоционально-волевого развития третьеклассника. Для развития эмоционально-волевой активности на уроках создаются педагогические предпосылки:

Для решения данной педагогической задачи были использованы следующие формы организации: урок, индивидуальная консультация, практикум, экскурсия.

Виды деятельности на уроках были разноплановы и направлены на развитие эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы учащихся. Все уроки начинались с ритмической части.

В рассматриваемых эпохах в начале урока разворачивалось импровизированное действо. В хороводах "Уж я сеяла, сеяла ленок", "Земелюшка, чернозём", "Мы строим дом" и стихах о профессиях дети инсценировали тексты, пели, играли на флейтах. Для подрастающего ребёнка важно пережить движения, связанные с различной профессиональной деятельностью человека. Они пробуждают волю, помогают ориентации в пространстве, приносят радость. У детей в этом возрасте еще не развиты волевые механизмы достаточной силы, способные побороть влияние мешающих делу сильных эмоций, внешних воздействий. Ритмическая часть помогает ребёнку окончательно проснуться, отмежеваться от всего, что произошло по дороге в школу, почувствовать себя готовым к работе, настроиться на основную часть урока.

Макет дома изготовленный вместе с родителямиПроявление школьниками младших классов волевой активности во многом определяется их интересом к заданию, поскольку является основой мотивации их деятельности. Упорство и настойчивость при выполнении задания во многом зависит от того, насколько учителю удалось включить его в мотивационную сферу личности учащихся, сделать значимым для них. Поэтому опрос учащихся проводился в разных формах как традиционных так инновационных. Работа в группах над заданной темой, инсценировки, игры "Небылица", "Соответствие", "Пинг-понг", "Журналист" были интересны детям и способствовали проявлению волевых качеств при их выполнении. Во время повторения предыдущего материала дети также готовили небольшие сообщения о профессиях, жилищах, сельскохозяйственных культурах; выясняли какие качества и умения необходимы мастерам разных ремёсел.

Новый материал излагался в виде историй о людях, которые занимались тем или иным ремеслом. Дети очень любят рассказы о личном опыте учителя в освоении ремёсел. Так рассказы о том, как учителю в детстве приходилось косить ячмень, качать мёд, делать свечи из воска, кормить и доить козу вызвали у детей особое воодушевление и желание самим попробовать это сделать. С большим вниманием они слушали рассказы одноклассников о профессиях их родителей. Пятиклассники, которые показали, как нужно прясть нити и восьмиклассники, изготавливающие табуреты помогли увидеть третьеклассникам к чему они могут стремиться, что еще ожидает их в будущей школьной жизни. Во время такой работы детям давалась возможность пройти через широкий спектр эмоциональных переживаний.

Следующим этапом урока была работа в эпохальной тетради. При этом предлагалась как работа всем классом - списывание с доски краткого рассказа по предыдущему материалу, так и самостоятельная - написать небольшое сочинение по теме, впечатления об экскурсии, описать этапы изготовления обуви, одежды, мебели и т.д., сделать рисунки, красиво оформить страницы альбома. Письмо и оформление страниц рисованием форм не являются простым моторным актом, они помогают школьнику в развитии силы воли, осознанного отношения к выполняемой работе и ее результатам.

Ткачество на уроке рукоделияВажной частью урока на эпохах "Ремёсла", "Земледелие" и "Жилища" была практическая деятельность. Во время эпохи "Ремёсла" дети научились ткачеству на пальцах, бердо, станочках, изготовили тарелочки для мелков в технике папье-маше, сделали из глины птичек и расписали их Петриковской росписью. Эпоха "Земледелие" завершилась обработкой земли и посевом пшеницы. Уже в 4 классе дети собирают её, обмолачивают, мелют на жерновах и пекут хлеб. Практической частью уроков на эпохе "Жилища" была постройка небольшого игрового домика для детского сада.

Дома при содействии родителей дети готовили проекты, которые включали в себя изготовление макетов жилищ разных народов и небольшой доклад о природных условиях, особенностях жилища и жизни в нём.

В течение учебного года в 3 классе были проведены экскурсии с практическими занятиями: в гончарную мастерскую, в цех пошива обуви, в деревообрабатывающий цех, в кузницу, на хлебозавод.

Основными целями и задачами практических занятий являлись:

Изготовление тарелочки из папье-машеСледует подчеркнуть, что в младшем школьном возрасте в центре психического развития ребенка стоит формирование произвольности в организации деятельности. Волевой мобилизации младших школьников в учебной деятельности способствует ряд обстоятельств.

Выше уже говорилось о связи задания с потребностями и интересами школьников. Это одно из важнейших условий успешной деятельности.

Обозримость школьником цели, разрешимость задачи для младшего школьника часто определяется тем, видит ли он, где конец задания. Открытость целей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели.

Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание точной конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придании деятельности школьника целенаправленности.

Сложность задания должна быть оптимальной. Слишком легкие задания расхолаживают учащегося, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевых усилий или вообще к отказу от выполнения задания. Задание оптимальной сложности обеспечивает переживание учащимся успеха, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия.

Наличие инструкции о способах выполнения задания. Учитель должен рассказать учащимся, как, в какой последовательности надо выполнять задание, какими средствами необходимо при этом пользоваться. В противном случае учащиеся начнут выполнять задание механически, бездумно и после нескольких неудачных попыток потеряют веру в свои силы. Учитель должен так организовать учебную деятельность младшего школьника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное - осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий.

Тарелочка для мелков с петриковской росписьюКак иллюстрацию к вышеизложенному, хочу привести пример практической работы по изготовлению тарелочек для мелков. Главной задачей любых ремесленных работ в вальдорфской школе является практическое использование изделий. Это задание родилось из необходимости в чём-то хранить восковые мелки. Для детей задача была вполне понятна и соответствовала их интересам.

Вначале детям были изложены этапы и правила работы. Затем они разделились на пары. В конце каждого урока весь класс рассматривал работы и обсуждал сложности, возникшие в ходе данного этапа, предложения по оптимизации методов работы. Первым этапом было обклеивание фарфоровой тарелки кусочками газет. Дети по разному подошли к выполнению задания. В некоторых парах один человек измельчал листы, а другой клеил, в других - каждый выполнял оба этапа. К концу урока многие поняли, что разделение труда способствует более быстрому продвижению к цели и на следующих двух уроках большинство детей пошли по более быстрому пути. Следующим этапом работы была грунтовка белой гуашью. Эту работу все выполняли по очереди. Один человек два - три раза покрывал краской тарелочку с одной стороны. Другой в это время занимался ткачеством на пальцах. На следующем уроке они менялись. При росписи тарелочек пары предварительно договаривались какие композиции будут нарисованы с обеих сторон тарелочки. Организация работы была такая же, как и при грунтовке. Последний этап работы - покрытие лаком выполнялась учителем и родителями, так как по правилам ТБ детям нельзя работать с материалами, содержащими вредные вещества.

Сейчас тарелочки используются для хранения мелков в классе. Дети видят их практическое применение и каждый раз радуются, если на парте оказывается тарелочка, изготовленная ими.

Строительство игрового домикаПостройка игрового домика для детского сада явилась завершением учебного года третьеклассников и апогеем всей практической деятельности. На уроках были расписаны все этапы работ по строительству. Проект дома чертили всем классом. Затем вычисляли количество кирпичей, необходимых для постройки. Детям захотелось сосчитать сколько кирпичей сможет положить каждый из них. Так как площадь домика не позволяла одновременно работать всему классу, дети разделились на команды по 4-5 человек. Мальчики выкопали яму под фундамент и залили его. Через несколько дней стали возводить стены, оставляя проёмы для окон и дверей. Для детей было большим удивлением, что каждый ряд стен кладётся, начиная с углов и что за один день можно положить не больше 3-4 рядов кирпичей. Раму из балок для крыши собирали на земле, и потом папы поднимали и устанавливали её на место. Крышу покрыли камышовыми щитами. Стены оштукатурили, побелили.

Малыши, смотревшие на школьников с восхищением, воодушевляли их, когда казалось, уже совсем не было сил. Такая большая и сложная задача оказалась по плечу третьеклассникам благодаря дружной работе, помощи родителей и чёткому пониманию целей и этапов работы.

Эти примеры показывают, что учебная деятельность изменяет содержание и направленность чувств младшего школьника и соответственно, определяет общую тенденцию их развития - все большую осознанность и сдержанность.

 


На правах рекламы: ссылка на источник