HL-лаборатория -> Клондайк -> Тексты по темам -> Ролевые игры

Закот-3

или

"Зверь, именуемый Кот"

Кто читал Ходжу Насреддина, помнит этот эпизод, когда Ходжа одурачил бухарцев, показывая им в балагане за деньги обыкновенного старого облезлого кота в попугаичьей клетке. Люди выходили из балагана с такими лицами, словно им "одевали на голову сапог и пытались накормить мылом". Но они не признались, что их одурачили, чтобы другие тоже на это попались.

Я приехал с игры с легким вкусом мыла на губах и подозрением, что меня все-таки одурачили. Может быть, я чего-то не понял или не увидел, или в чем-то глубоко не прав, но как всегда я предупреждаю, что это мое личное мнение и мой личный отчет.

Кто не согласен - я не виноват.

Игра была запланирована давно, но ей хронически не везло. В 2002 году игра не состоялась по неизвестным мне причинам и еще год она валялась в анонсах у Вараксина с неизвестными сроками, местом проведения и правилами в стадии разработки.

И вот, наконец, правила появились. Правила были большие, подробные и рассчитаны на, как минимум, эпохальную игру. Сразу бросалось в глаза обилие народов и поселений, которых вполне хватило бы человек на 200 и главное нововведение - Город. В городе предполагалось три района, с кучей разных обитателей и, на мой взгляд главное, крылось в фразе "Город стал наползать на Лес!". "Вот, наверное, и главная интрига" - подумал я - "Будет куча сумасшедших котов, отлов подопытных из леса и прочие заморочки. Тоже неплохо - повоюем". Наши старые роли в эту игру вполне вписывались - "Мы живем тихо и мирно, пока нас не трогают…".

Еще в правилах было обращение к игрокам:

… Собираясь на игру, не только придумывайте себе имя и характер, но пытайтесь увидеть какое место вы в нем займете, для чего вы придете в этот мир, какие цели будете преследовать. Мастера организовывают для вас игру, но на полигоне они не будут для вас массовиками-затейниками, пытаясь вытащить вас из палатки и заставить что-то делать. И не надо говорить после игры: "мастера - козлы", если вы всю игру просидели возле костра. Для каждого успех игры будет зависеть от личной активности, инициативности, изобретательности.

Основная роль мастеров - наблюдать и контролировать соблюдение правил. …

В принципе все это правильно, но тогда я еще не знал, что эти слова нужно воспринимать буквально. В остальном же игра предполагалась весьма интересной. Еще было интересно посмотреть новый полигон в районе Верхнеденепровска, где мы еще ни разу не были.

Любая игра обычно начинается с неприятностей и нестыковок, которые надо героически преодолевать. Эта оказалась не исключением. Сначала выяснилось, что на игру смогут поехать только я, Белка, Соня и, возможно, Багира. Ну и ладно. Дети выросли и разбежались, остался только престарелый кот и дочки, которых будем выдавать замуж.

Потом начались неприятности с подъездами. В связи с ремонтом путей кучу электричек отменили, и пришлось пару часов просидеть на вокзале, правда компания подобралась шумная и веселая. Дальше тоже не обошлось без приключений. В подробнейшей инструкции, которой нас снабдили мастера, была указана не та остановка, а, если идти по карте, которую нам дали, можно было прийти куда угодно, только не на полигон. Но у нас были свои мозги и кошачий нюх, поэтому остановку мы не пропустили и на мастерятник вышли без проблем.

Нам неопределенно махнули рукой в сторону непролазных кустов и сказали - "Дубрава там". "Там" оказался косогор у крутого берега ставка заросший мелколесьем без единого намека на хоть какие-то полянки. Единственная поляна на берегу была уже заселена лягушками и прочими земноводными. "Странно" - подумал я - "В правилах никаких лягушек не предусмотрено". Потом выяснилось, что тут есть еще, летучие мыши и кролики, но нет ни собак, ни белок. Котов, как оказалось, тоже почти нет!

Мы кое-как воткнули нашу палатку в зарослях колючих кустов и пошли смотреть полигон. В мастерятнике была толпа народу неизвестной видовой принадлежности. Мы не стали выяснять кто из них кто, зная их страсть к постоянным перевоплощениям. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что остальных игроков чуть ли не столько же, сколько и мастеров. Белок не оказалось, собаки не приехали, танов боевых котов тоже нет, а кто есть непонятно. Есть лягушки, кролики, летучие мыши, есть сова и лиса, а вот котов почти нет - что весьма странно для кошачьей игры. Кроме нас троих, еще бродячий котенок и все. А что же в обещанном таинственном городе? Тоже ничего - пара-тройка кошачьих под предводительством, как и положено, полусумасшедшего Ирокеза.

Остаток дня прошел без приключений. Я отпустил девчонок бродить по полигону в поисках симпатичных котиков, а сам занялся разведкой и собиранием слухов. По полигону бродил еще один сумасшедший кот, которого я знаю как "Ящера" с Цитадели, и приставал ко всем с какой-то сумбурной околесицей о своих вещих снах. Летучие мыши устраивали обряды принятия в свои стаю и без того малочисленных котов. Кролики были озабочены вопросами размножения, не знаю уже по игре или по жизни. Земноводные валялись на берегу пруда занятые своими женами и детьми. Мастерятник таинственно молчал. Слухи отсутствовали напрочь.

Ночь не принесла ничего нового кроме слухов о таинственных белых птицах, которые кого-то, то ли убили, то ли украли. Детальная разведка ни убитых, ни украденных, ни самих птиц не обнаружила. Зато сумасшедший кот нашел себе крылья - прошлогодний костюм Тим из полосок белой материи. Одев их - он повредился в уме окончательно. Все закончилось сборищем в городе, где коварный Ирокез, накормив всех наркотиками, которых предусмотрительно заготовил килограмма два, устроил песни, пляски и даже попытался провести конкурс красоты. "Утро вечера мудренее" - подумал я и улегся спать.

Утро оказалось не мудренее, а мудрёнее. Все обломились окончательно и дрыхли беспробудно. Я пошел к мастерам и сообщил, что игра постепенно сдыхает. "Может сделать что то?" - спросил я. "Ну сделай что ни будь" - сказали мастера. Я одел зеленую накидку, в которой меня никогда не видели, закрыл лицо косынкой и даже одел Сонькины босоножки. В этом прикиде я, воя и хлопая крыльями, пробежал по полигону. Народ потянулся в мастерятник выяснять "Що це було?". "Зеленый дятел" - ответила Тим. Я не обиделся. Народ все-таки как-то расшевелился хоть на время.

Потом проснулись кролики. Оказалось, что они вымирают, потому что забыли, как надо размножаться. Кролики забыли, как надо размножаться! Меня скрутило со смеху, но оказалось, что это еще не все. После пламенной речи "ящера", то есть пернатого кота, я понял, что процесс размножения - это настолько сложно, что размножаться вообще не стоит. Но кролики не испугались, они устроили пышный обряд с участием всей имеющейся в наличии живности, прошли грань, позагрань, еще бог весть что, и все-таки вспомнили, отчего рождаются дети.

Больше ничего не происходило кроме попытки Ирокеза напасть на город. Вдохновленный фразой из правил он сказал "Тут написано … наползает на лес. Ну давайте наползать, раз больше делать нечего". "Наползти" ему не дали. Его просто прибили мастерским произволом. Я плюнул и пошел к лягушкам, которые играть и не собирались. "Мы просто приехали отдохнуть и пообщаться. А игры и не будет - это из правил ясно. Мы игроки опытные сразу поняли". Я позавидовал их опыту и принялся помогать им в поглощении пива и жратвы. Но тут вдруг все-таки проснулся мастерятник…

Как по команде мастера стали доставать из рюкзаков старательно наглаженные белоснежные костюмы, головные уборы и различное оружие, хотя меня всегда удивляли на Закотах шпаги в лапах у котов, пусть даже у кошачьих богов. Я обрадовался, может все-таки игра, наконец, начнется? Ох, как я был не прав. Игра, оказывается, уже заканчивалась, хотя по объявленным правилам впереди было еще полтора дня.

Одевшись мастера отправились в город, туда где должна бы располагаться лаборатория и собрали туда всех живых игроков. Я тоже пошел посмотреть, но по дороге встретил расстроенных девчонок. Оказывается, не успели они войти на поляну, как мастера их сразу убили. "Будете зрителями" - сказали им.

Я все понял. На игре зрители не нужны. Зрители нужны в театре. Значит, опять будет театр, опять будет помпезная финальная сцена с Тим в главной роли и остальными игроками в качестве зрителей. Сцена, заготовленная и отрепетированная заранее, но с до боли знакомыми интонациями, жестами и словами. Я уже видел эту сцену на проводах зимы в 2000-м, видел на Закоте 2, на Цитадели и теперь снова на Закоте 3. Отличия минимальные, персонажи разные, но роль одна и та же. Через пятнадцать минут игра закончилась полной победой добра над силами зла. Я думаю, вы догадались, кто играл силы добра?

Потом был вечер у костра и тут я узнал, что игра все-таки была. Мастера, оказывается, два дня усиленно играли, только происходило это где-то позагранью, в их мыслях, чувствах и разговорах у костра в мастерятнике. Простым смертным это было недоступно, и только после игры желающие могли услышать вдохновенный рассказ о приключениях Верниса, Виро Вьюги, Тенглора Огнелапа и прочих мифических существ, которых никто никогда не видел кроме самих мастеров.

Остальные выкручивались, как могли, играя, кто наркоманов, кто сексуально непросвещенных кроликов. Так зачем же тогда "мастер", да еще и "координатор", если никто ничего не координирует? И тут меня осенило - мастера совсем не козлы. Мастера придумали гениально простой и экономически эффективный тип игры - "игра для мастеров".

Есть игра для игроков, когда мастера мастерят и координируют, сводя в единую канву игры задумки и идеи игроков. Есть игра мастеров против игроков, когда мастера готовят игрокам заморочки, а те на них как-то реагируют. А есть игра мастеров для мастеров, когда они сами себе играют, а остальные как хотят. Это просто и гениально, приезжайте, платите игровой взнос и делайте что хотите. Тут мастера вообще не нужны, достаточно одного казначея, чтобы собирать деньги. Хотя тут мастеров тоже, в общем-то, и не было. Была еще одна команда, которая, как и все, играла свою собственную игру, не обращая ни на кого внимания. Только в правилах надо было написать по другому:

Мы проводим нашу игру на нашем полигоне. Если хотите, приезжайте тоже и, заплатив игровой взнос, можете играть здесь вашу игру и вообще делать все, что вам заблагорассудится, хоть пикник устройте или пьянку на природе (что по моему одно и то же). Мы не будем читать ваших заявок и тем более анализировать и состыковывать их между собой, а вы можете не читать наши правила. Вы не нужны нам, а мы вам. Мы и сами сыграем свою игру, а вы вашу. После игры приходите в мастерятник, и мы расскажем вам, какая классная у нас получилась игра. Может быть, мы даже выслушаем, какая игра получилась у вас. Вот такая гениальная идея!

И это действительно круто!

Семьверстнекрюк - старый, противный кот из стародавней дубравы.