HL-лаборатория ->Спортивный туризм -> Отчеты о походах

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ
Днепропетровский городской клуб туристов

ОТЧЕТ

о пешеходном туристском походе
второй категории сложности,
совершенном группой туристов школы СТП
с 28 апреля по 13 мая 1989 г.
по Краснодарскому краю

Маршрутная книжка 57- 89 ДЗМКК

 

Руководитель группы: Калинин Д. Ю.
Телефон: (0562) 328822
E-mail: hllab@i.ua
Web-сайт: www.hllab.dp.ua

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Справочные сведения о походе
  2. Техническое описание
  3. Выводы и рекомендации

1. Справочные сведения о походе

1.1. Нитка маршрута

Пос. Цыпка - р. Цыпка - р. Чистая - пос. Индюк - пер. Гойтх (н/к) - г. Индюк (922 м.) - г. Семашхо (1035 м.) - г. Два Брата (928 м.) - в. 1184 м. - г. Семиглавая (1423 м.) - пер. Аше (н/к) - г. Семашхо II (1452 м.) - пер. Семашхо (н/к) - в. 1684 м. - в. 1671 м. - г. Грачев венец (1634 м.) - в. 1553 м. - пер. Хакуч (н/к) - р. Тугопс - пос. Отдаленный (Шпалорез) - руч. Бодец - водозабор (база геологов) - приют "Водопадный" - пер. Черкесский (н/к) - р. Бушуйка - р. Монашка - пос. Бабукаул - пос. Солохаул.

1.2. Общая характеристика маршрута

Общая длина активной части 187 км.

Продолжительность похода 15 дней.

Чистое время движения 72.6 часа.

Средняя скорость 2.58 км/ч.

Подъезды 1 день, отъезды 1 день.

1.3. Состав группы

Фамилия, Имя
г. р.
Обязанности в группе
Калинин Дмитрий Юрьевич
1955
Руководитель, фотограф
Трегубенко Геннадий Николаевич
1967
Завхоз
Лиходед-Трегубенко Елена Николаевна
1966
Медик, кинооператор
Кривега Леонид Григорьевич
1959
Ремонтник
Гавриш Анатолий Васильевич
1969
Метеоролог

1.4. График маршрута

День
Дата
Участок маршрута
Расст. (км)
Время (час)
Метеоусловия
1
29.04
пос. Цыпка - р. Цыпка
9
2:15
Ясно, ветра нет
2
30.04
р. Цыпка - р. Чистая
7
4:20
Ясно, ветра нет, легкая дымка
3
1.05
р. Чистая- пос. Индюк - пер. Гойтх (н/к) - г. Индюк (922 м.)
8 + 2
5:45
Ясно, ветра нет, легкая дымка
4
2.05
г. Индюк - г. Семашхо (1035) - Двубратский ручей - ПОЛУДНЕВКА
9
4:20
Ясно, ветра нет
5
3.05
Двубратский ручей - г. Два брата (928 м.) - в. 1184 м. - ур. 3-й роты
14
6:20
Ясно, к вечеру перистые облака
6
4.05
ур. 3-й роты - г. Семиглавая (1423 к. ) - пер. Аше (н/к) - пер. Семашхо (н/к) - в. 1684 м.
22
6:35
Кучевая облачность, к вечеру сильный ветер, туман, видимость 25-30 м
7
5.05
в., 1684 - в. 1671 - г. Грачев венец (1634 м.) - в. 1553 - пер. Хакуч (н/к) - р. Тугопс
20
6:20
Пасмурно, кратковременный дождь
8
6.05
р. Тугопс - пос. Отдалённый (Шпалорез) - ПОЛУДНЕВКА
8
2:15
Дождь
9
7.05
пос. Отдаленный - водозабор
19
5:45
Кратковременный дождь
10
8.05
водозабор - пр. Водопадный
15
5:10
Сильный ветер, дождь, мокрый снег
11
9.05
ДНЕВКА
-
-
Дождь
12
10.05
пр. Водопадный - балаганы - радиальный выход на перевал Джигурсан - ПОЛУДНЕВКА
6 + 2
2:10 + 2:50
Снег, туман, видимость 20-25 м.
13
11.05
Разведка, балаганы - пер. Джигурсан (н/к) - пер. Черкесский (н/к) - пос. Бабукаул
4 + 16
4:10 + 5:45
Снег, туман, видимость 25-30 м.
14
12.05
пос. Бабукаул - пос. Солохаул
20
6:40
Ясно, жарко
15
13.05
пос. Солохаул - трасса Солохаул-Дагомыс
6
2:00
Ясно, жарко
  Всего
187
70:40
 
в том числе радиальные выходы
8
7:00
 

1.5. Карты и фотоаппаратура

Для подготовки маршрута и ориентрования в походе использовалась Карта для туристов "Туапсе - Сочи" 1:150000, изданная Клубом ориентрования и туризма "Кот ориент".

При переиздании отчета в 2007 году маршрут и пройденные расстояния уточнялись по километровкам и пятисотметровкам Генштаба СССР.

В отчете использованы принятые в то время названия географических объектов. При их несовпадении с приведенной в отчете картой, в скобках указано название на карте.

Техническая (черно-белая) фоторгафия производилась фотоаппартом Киев 19 со сверхширокоугольным объективом Мир 20Н или штатным Гелиос 81Н. Слайды снимались аппаратом ФЭД-5 с широкоуголььным объективом Юпитер 29. Киносьемка велась кинокамерой Кварц 8С на пленку Orwohrom.

Соответствующие фотографии открываются по ссылкам в тексте отчета Просим извинить за качество фотоматериалов. Все-таки пленкам уже 20 лет.

2. Техническое описание

Поезд Днепропетровск-Адлер был заполнен туристами до отказа (Фото). В Краснодарский край выезжали две школы туризма - начальной (в единички) и средней туристской подготовки (в двойки). Всего это было около полутора десятков групп по 10-12 человек в каждой.

В поезде мы много ели (Фото), много пели и с жаром обсуждали подробности предстоящих маршрутов. На остановках вся толпа высыпала на перрон и развлекалась как могла (Фото).

1 день. 29.04.1989. (карта) Пройденное расстояние 9 км.

Поезд приходит на ст. Кривеньковская в 12:00 (Фото). Почта впереди по шоссе, примерно в километре от железнодорожной станции (слева по ходу движения) в пятиэтажных домах. До поселка Цыпка каждые 30-60 минут ходит рейсовый автобус. Время в пути - 20 минут.

Начало пешей части маршрута в пос. Цыпка (Фото). После получаса ходьбы по поселку правым берегом реки Цыпка дорога разветвляется. Влево вдоль правого притока уходит улучшенная грунтовая дорога (Фото). Идем прямо по грунтовой дороге в лесу вдоль реки (Фото), сначала по правому, затем по левому берегу (Фото). Слева от дороги дачи и подвесной мост. (Общий азимут 330, затем 360.) Дорога петляет, до обеда переправляемся 8 раз. Переправы лёгкие: глубина 15-30 см., ширина 5-10 м (Фото). Воды явно меньше, чем в прошлом году. На обед остановились возле утеса на левом берегу реки.

Через 30 минут после привала на левом берегу - строительство газопровода, берег разворочен, русло завалено землей и поваленными деревьями. Дорога уходит вправо, а мы идем по слабо заметной тропе, которая то появляется, то исчезает в русле реки. На тропе самодельная маркировка из красных лоскутов, привязанных к кустам или турики на галечниках.

Минут через 40 ходьбы в реку впадает левый приток, на стрелке есть хорошее место для ночевки. Дальше каньон сужается, стены становятся вертикальными. Приходится идти прямо по руслу, изредка совершая облазы ванн глубиной до метра. Через 10 минут после стрелки справа живописный утес "Старый дед" и небольшие капельные водопады - "Плакальщицы", покрытые мхом (Фото). Чуть дальше водопад с правого борта каньона и вторые "Плакальщицы". Около шести часов на террасе правого берега становимся на ночевку. Это в 300 метрах от глубокой ванны на повороте реки влево.

2 день. 30.04.1989. (карта) Пройденное расстояние 7 км.

Идем по руслу, азимут 0. Часа через полтора каньон расширяется, слева виден правый приток. Он довольно мощный, (азимут 330). Уходим правее (по левому притоку) в узкий каньон (Фото). Впереди каскад водопадов (больше 10) высотой от 3 до 10 метров (Фото). Поднимаемся по склонам (Фото) или прямо по водопадам (Фото) свободным лазаньем. По склонам и руслу горизонтальная каменная плитка, держится крепко, и идти хорошо. На водопадах - скользкие камни. На водопады потратили около двух часов.

От слияния притоков с азимутами 0 и 35 начали подъем на водораздел рек Цыпки и Букепки по стрелке (Фото). Склоны травянистые с каменными полосами, крутизна 30-35 (Фото). ."Карячка" продолжается больше двух часов. Выползли на хребет (азимут 110), покрытый зарослями крапивы (Фото). Минут 20 идем по хребту в сторону вершины 819 м (Фото), потом 45 минут спуска по отрогу (азимут 90) и вправо с отрога в русло реки Чистая. Спускаемся по руслу. Слои породы лежат почти вертикально, скальный желоб, каскад водопадов высотой 2-3 м (Фото). Полтора часа спуска с элементами скалолазания, большой сброс высоты. Ночевка в русле на площадке 3 на 5 метров, на галечнике (Фото). В метре от палатки - водопад. За дровами приходится ходить с альпенштоком на склоны крутизной 30-45 градусов.

3 день. 1.05.1989. (карта) Пройденное расстояние 8 км. Радиальный выход 2 км.

Уяснив нецелесообразность движения по руслу, около часа поднимаемся на отрог, направление - на восток. В начале метров 300 очень крутой подъем (градусов 45), мелкая осыпь, затем травянистые склоны. Спускаемся 1.45 часа ,по гребню и травянистому склону (Фото) вправо, до появления тропы. Еще час по тропе вдоль реки Чистая до хутора Индюк.

До перевала Гойтх асфальтированная дорога. Подъехали ресовым автобусом На перевале автобусная остановка. От нее вправо по дороге, поднимающейся серпантином, на седловину между вершинами Круглая и Индюк. На гребне отрога в километре от шоссе дорога имеет ответвление влево, по которому идти не следует. В трех переходах от перевала на седловине - памятник защитникам Туапсе. Тут есть несколько хороших полян, оборудованные стоянки. За памятником - тропа, ведущая к ручью. Без пилы с дровами возникают трудности. В течение часа сделали радиальный выход на г. Индюк (Фото) (Фото) по тропе.

При внимательном рассмотрении данного участка на спутниковых фотографиях выяснилось, что вершина, которую мы считали горой Индюк, всего лишь скальный выступ западного отрога вершины 922м. Индюк (859 м) находится от него в километре на юго-запад (Фото). Кстати, местные именно этот выступ и называют Индюк, а саму гору - Индюшка.

4 день. 2.05.1989. (карта) Пройденное расстояние 9 км.

По дороге, обходя траверсом справа вершину Круглая, затем по слабо выраженному хребту больше похожему на плато идем в сторону г. Семашхо, которая периодически просматривается впереди. До Семашхо воды нет (2,5 перехода). У подножья Семашхо, в ущелье за памятником погибшим воинам (Фото), находится ручей и поляна, где можно поставить палатки.

Дорога обходит гору слева, а на вершину можно подняться без рюкзаков по крутой узкой тропинке (Фото). На вершине памятник воинам комсомольцам (Фото). С вершины хорошо виден пройденный за полдня путь (Фото) и то, что еще предстоит сегодня и завтра (Фото).

После подъёма на Семашхо, обходим её по тропе справа, идем по направлению к вершине Два Брата (Фото) и спускаемся к Двубратскому ручью. Так как по предварительным данным, за полдня до воды мы не доберемся, то останавливаемся на полудневку на Двубратском ручье.

На слиянии двух ручьев большая поляна, где мы удобно расположились и устроили постирушку (Фото) и даже искупались в холодном но чистом ручье (Фото). К вечеру у ручья собралось несколько групп туристов, в основном из Ростова и Краснодара.

5 день. 3.05.1989. (карта) Пройденное расстояние 14 км.

Утром поднимаемся на седловину между г. Два Брата и соседней с ней (восточной) вершиной. С седловины на г. Два брата поднимается крутая каменистая тропа (Фото). Вершина очень маленькая, но с нее открывается великолепный вид на окружающие хребты - горы Семашхо (Фото), Большое Псеушхо (Фото) и вершину 1104 м (Фото), на котрую нам предстоит подняться.

После посещения горы Два Брата все группы спускаются по дороге в долину реки Пшенахо. Это обычный маршрут. Мы же идем по направлению к г. Семиглавая, азимутом 85. Минут через 30 по тропе, которая на скальных участках исчезает, поднимаемся на высоту 1104. На поросшей мелколесьем вершине - триангуляционный пункт. Далее по слабой тропе, обходя возвышения хребта то справа, то слева два перехода до скального участка хребта. По пути на небольшой вершине остатки буровой, по тропе полузасыпаные окопы, осколки авиабомб и снарядов.

Тропа исчезает совсем. Впереди более километра скальных выступов и сбросов (Фото) (Фото). Лесники говорили, что есть нижняя тропа в обход скальных участков, но мы её не нашли. Звериная тропа всё время теряется в скалах и на осыпях. Ярко выраженные скалы окончились примерно через час, потом пошли участки со скалами в лесу (Фото), они проходятся гораздо легче. От самого Двубратского ручья воды нет. Дошли до седловины перед подъемом на Семиглавую и приняли решение спуститься для ночлега до первой воды в урочище Третьей роты.

6 день. 4.05.1989. (карта 1, карта 2) Пройденное расстояние 22 км.

Утром в течение получаса возвращаемся на хребет. На седловине пересечение плановых троп с синей и красной маркировкой. По хребту почти до самого Грачева Венца идёт хорошо набитая тропа (Фото). На травянистых участках она протоптана на глубину 15-20 см. Вблизи вершин тропы разветвляются. Часть троп идет через вершины, часть траверсирует склоны. На седловинах тропы снова собираются вместе.

На перевале Аше (Фото), который расположен между горами Семиглавая (Лысая 1425 м) и Семашхо II (1463 м) обелиск, у подножия которого баночка для записок. Сразу за Семашхо-II на хребте (перевал Семашхо) еще один обелиск (Фото). От обелиска влево-вниз 300 метров приют Семашхо. Там обычно дежурит КСС. Есть еще одна тропа от пер. Аше сразу на приют в обход Семашхо-II слева.

Пообедав и пообщавшись со спасателями мы продолжили свой путь по хребту. От горы Семашхо II до вершины 1627 м тропа, вытоптанная ло состояния канавы, медленно поднимается по травянистому гребню (Фото) и только перед самой вершиной начинает выходить на осыпи. Вершину 1684 м все называют "Батарейная", но ни на одной карте она так не обозначена.

После обеда погода стала портиться. Начался мелкий дождь и сильный ветер. Из долины Гогопса наползает облачность. Мы решили не подниматься на вершины1627 и 1684, а обойти их справа по траверсной тропе. Долины окончательно заполнились облаками. Видимость упала до 50-100 м (Фото). На склонах лежит глубокий снег (Фото), но он плотный и идти по нему даже легче чем по траве и осыпям (Фото).

Снова возвращаемся на хребет. Гребень здесь более узкий и каменистый (Фото). Местами его ширина не намного превышает ширину тропы. Сильный боковой ветер валит с ног и пытается сбросить нас с узких карнизов. Не доходя метров 500 до вершины 1671 м. заночевали на поляне, окруженной зарослями мелколесья (Фото).

7 день. 5.05.1989. (карта) Пройденное расстояние 20 км.

Утром погода улучшилась, облачность опустилась в долины. Из облаков фантастической подводной лодкой поднимается гора Копицкари и ее правый край - Собор Скала (Фото).

Вершина 1671м очень острая, на ней триангулятор. За вершиной совсем узкий и острый хребет продолжается еще около километра и затем резко обрывается в цирк притока реки Гогопс (Панорама). Сделав петлю враво хребет продолжается в том же направлении скалой Хожаш и горой Грачев Венец (1544 м).

Последний раз смотрим на гору Батарейная и проденный за последние дни путь (Фото). Находим более-менее пологий склон (Фото) и спускаемся с хребта на отрог, ведущий к вершине 1594 м. От вершины вправо по отрогу (азимут 180) идет маркированная тропа (Фото). Маркировка - красный круг в квадрате, вырубленном в коре деревьев.

С вершины 1594 м уже хорошо виден Грачев Венец и ведущий к нему узкий отрог (Фото), но без специального снаряжения и альпинистских навыков соваться туда не стоит. Тропа ведет дальше на юг до поляны на склоне хребта, затем поворачивает на восток и спускается в цирк Грачева Венца. От северо-западного края поляны есть спуск на плановую тропу по р. М. Бекешей до пос. Красноалександровского.

Цирк Грачева Венца представляет собой котловину истоков реки с множеством ручьев и небольших полян. В цирке встречается, занесенный в Красную книгу, ягодный тис. На одной из полян мы обнаружили свежее место ночевки, устланное лапником ягодного тиса. Обидно!

Из цирка тропа поднимается на седловину между главным кавказским хребтом и хребтом Анна Ябух. На южном склоне Грачева Венца плоская ровная поляна, которую все называют смотровой площадкой. С нее открывается великолепный вид на Фишт-Оштенский массив и гору Аутль (Панорама). Попытку подъема на саму вершину пришлось оставить из-за начавшегося дождя (Фото). Поначалу подъем не представлял особой сложности, но потом камни стали скользкими, и свободное лазание без страховки мы посчитали опасным (Фото).

Далее по хорошей тропе (Фото) через вершину 1553м. Дождь прекратился и стал хорошо виден оставшийся позади (Фото) Грачев Венец, и еще ждущий нас Фишт (Панорама), который стал заметно ближе. Дальше идем до перевала Хакуч. От Хакуча спускаемся по грунтовой дороге (Фото) в долину реки Тугопс.

8 день. 6.05.1989. (карта) Пройденное расстояние 8 км.

По дороге вдоль р. Тугопс спускаемся на Козаевские поляны. Идет дождь. От полян до пос. Отдаленный можно пройти по дороге или по более короткой но крутой тропе вдоль трассы газопровода. Выбираем дорогу.

В поселке Отдаленный есть магазин, почта, столовая. Оттуда можно уехать по узкоколейке 2 раза в неделю. В поселке за нами неотступно следуют два очень любопытных парнишки. Останавливаться на ночлег вблизи поселка не рекомендую. Весьма вероятна кража вещей. Были и случаи грабежа. В два часа останавливаемся на полудневку во времянке у старушки, бывшей учительницы местной школы. Сушимся, ремонтируем свое снаряжение и крышу в домике старушки. Потом просто отдыхаем (Фото). Дождь кончился, но уходить уже нет смысла.

9 день. 7.05.1989. (карта) Пройденное расстояние 19 км.

Переходим по мосту через Пшеху и движемся по дороге вдоль ручья Бодец, мимо кладбища, постепенно поднимаясь на склоны г. Черногор. В километре от Черногора дорога разветвляется: налево - через перевал в долину р. Цице, направо - к водозабору Майкопского водопровода, обозначенному на совсем старых картах, как бывшая база геологов. Дождь закончился, но все горы заполнены клочьями мокрого тумана. В тумане вырисовываются только размытые контуры горы Черногор (Фото), да смутно белеет свежий снег на вершинах Фишт-Оштенского массива (Фото).

Хорошая дорога не показалась нам долгой и к вечеру привела нас к домику водозабора. На водозаборе постоянно дежурят два человека, есть радиосвязь. Поставить палатки нам и в этот день не удалось. Молодые ребята быстро объяснили нам, что глупо разжигать костер и ночевать в спальниках, когда есть домик, горячая печка и сухие постели (Фото). Вечером мы устроили совместный ужин, попробовали местного вина и сходили на экскурсию в водозаборные сооружения.

10 день. 8.05.1989. (карта 1, карта 2) Пройденное расстояние 15 км.

От водозабора еще около 10 километров хорошей дороги до площадки для погрузки леса с кабель-краном и останками бульдозера. Впереди хорошо виден напоминающий динозавра гребень горы Фишт (Фото). На вершинах хребта Нагой-Чук ослепительно белеет выпавший вчера снег (Фото). На площадке мы становились на обед, удобно расположившись под навесом (Фото), и даже вылитая на штаны кружка кипятка не испортила нам настроения.

Дальше ведет размытая и засыпанная снегом лесовозная дорога (Фото), но лучше подняться под самые обрывы хребта по одному из гребней его отрогов. Пройдя по дороге до ближайшего отрога, мы обнаружили одну из тропинок ведущих наверх. Тропинка поднимается по узкому отрогу петляя между деревьев и камней, периодически пропадая под снегом.

По западному склону Пшеха-Су ведет плановая тропа от турбазы Лаго-Наки, через Черкесский перевал на турбазу Бабукаул. Тропа маркирована красной полосой на белом фоне на камнях и табличках, укрепленных на металлических штырях высотой около метра.

Со слабо выраженного перевала (Фото) тропа плавно спускается в живописную долину ручья Водопадного - истоков реки Пшеха (Фото). Слева вздымается вертикальная стена Пшеха-Су, справа бахрома вековых сосен, посередине зеленый ковер цветущих лугов. Со стены длинными шлейфами падают водопады. Один из них имеет высоту около 200 метров и считается самым высоким в Европе (Фото). Плановая тропа пересекает долину и поднимается на относительно пологое подножие горы Фишт (Фото).

Приют Водопадный находится ниже по течению примерно в километре от водопадов, у границы леса (Фото). Все летние строения разобраны или разрушены снегом. Цел только домик КСС, но спасателей в нем уже не было. В домике есть печка, но хороших дров по всей долине найти не удалось.

Был еще не поздно, была солнечная погода и побросав рюкзаки мы побежали смотреть водопад. Оказалось, что до такого, казалось бы близкого водопада (Фото), идти почти час. По мере приближения стена гор становится все выше (Фото), размеры искажаются, и даже громадный валун (Фото) кажется маленьким, если бы не фигурка нашей участницы, забравшейся на него, явно для сравнения.

Справа от основного потока, со скалы поросшей разноцветным мхом (Фото), тонкими струйками падают еще два водопада (Фото). Поднявшись несто похожиее на айсберг и пройдя по снежному мосту (Фото), мы подошли к основному водопаду. Зрелище просто потрясающее. Даже сверхширокоугольный объектив не в состоянии передать всей высоты этого шумящего и блестящего потока (Фото).

11 день. 9.05.1989. Дневка.

Приют Водопадный находится ниже по течению примерно в километре от водопадов. Все летние строения разобраны или разрушены снегом. Цел только домик КСС, но спасателей в нем уже не было. В домике есть печка, но дров по всей долине найти не удалось.

Ночью пошел сильный дождь и продолжался весь следующий день. Перевалы скрылись в облаках, и пришлось провести день в домике КСС, топя печку обломками досок. Самой полезной вещью в этот день оказалась обычная двуручная пила.

12 день. 10.05.1989. (карта) Пройденное расстояние 6 км и радиальный выход 2 км.

К утру дождь прекратился, на некоторое время показалось солнце. Выпал свежий снег (Фото), на плато местами глубиной до 50 сантиметров (Фото). Тропа, хорошо видная даже под снегом, траверсирует склон почти на одной высоте (Фото). Примерно в 6 километрах от Водопадного пастушьи балаганы (Фото).

Погода быстро портится (Фото). Поднялся сильный ветер, начался снегопад. По мере продвижения к пер. Джигурсан вошли в облачность. Видимость упала до 10-15 метров. Снег и туман слились в одну сплошную слепящую белую стену, полностью нарушив ориентировку. Не пройдя и двух километров, пришлось возвращаться к балаганам по своим следам, пока их не занесло снегом.

Остаток дня провели в одном из балаганов, где до этого, по-видимому, стояли спасатели. Балаганы построены капитально из бревен и дранки. Почти в каждом - печка, запас дров и продуктов (Фото). Наш ужасно хозяйственный завхоз, прогулявшись по балаганам (Фото), удачно поменяла сгущенку на муку и жир и напекла на печке вкусного печенья.

13 день. 11.05.1989. (карта) Пройденное расстояние 16 км и разведка 4 км.

К утру видимость не улучшилась. Поджимали контрольные сроки, и мы решили идти через перевал "вслепую". Заполнив один из рюкзаков дранкой от недостроенного домика, мы предприняли разведку. Маркировали планками через 25-30 метров по предполагаемому азимуту на перевал. Технология маркировки обычная. Один участник идет с планками, второй корректирует его по компасу. По команде второго первый втыкает планку в снег и идет дальше. Второй переходит к следующей планке и цикл повторяется. Примерно за 4 часа вдвоем отметили планками 4 километра перевала и возвратились за остальными участниками и рюкзаками.

Пообедав и отдохнув, мы покинули гостеприимный балаган (Фото). Снегопад прекратился, но облачность была по преднему низкой (Фото). По мере подъема, стало снова ничего не видно и только торчашие из снега планки помогали нам не терять направления (Фото). Перевал Джигурсан, который находится между склоном горы Фишт и вершиной 1836 м) мы прошли в сплошном тумане и столб с табличкой и тур, естественно не нашли. По мере спуска с превала видимость начала улучшаться.

Менее чем за полтора часа, мы прошли от балаганов до пер. Черкесский. Перевал находится между той же вершиной 1836 м и горой Маврикошка (1954 м). На перевале столб со схемой плановых троп (Фото), памятник защитникам Кавказа (Фото) и, немного выше по склону, занесенный снегом пост Сочинской КСС (Фото). За перевалом вышли из облачности и начали спуск по правому берегу р. Бушуйка (Фото). Маркированная тропа траверсирует склон примерно в 50 метрах от гребня отрога. Гребень изобилует выходами скал и двигаться по нему не стоит. Еще хуже спускаться к руслу бушуйки - это желоб с вертикальными стенками до 50 метров высоты и каскадом водопадов. Лучше придерживаться торпы.

Тропы фактически нет, поскольку она занесена снегом. Маркировка там же. Красные круги на деревьях, можно найти, только заглянув в проталины возле деревьев. Но если присмотреться, то тропу можно угадать по характерному изменению крутизны склона. Склон, крутизной около 30 градусов. В некоторых местах снежные наддувы еще большей крутизны, но плотный снег позволяет легко передвигаться по нему страхуясь альпенштоком (Фото). Даже необходимость перелазить поваленные деревья не портят нам настроения (Фото).

По мере спуска старый снег заканчивается и тропу становится видно (Фото). Примерно в трех километрах от перевала тропа приводит к высокой скале (Фото). Обогнув скалу тропа дальше спускается уже по гребню. Это место назывется у туристов "Веселый спуск". Каменистая тропа вьется по крутому склону, за полчаса спускаясь почти на километр. К концу спуска колени "откручиваются" окончательно. В конце спуска большая поляна "Поляна Стадника". Поляна покрыта зеленой травной и россыпью цветов., а ведб всего несколько часов назад мы утопали в снегу. От поляны, названной в честь убитого браконьерами лесника, уже по грунтовой дороге совсем недалеко до кордона заповедника, расположенного на берегу реки Монашка.

Лесники, узнав, что мы не Москвичи, которых они почему то очень не любят, сразу подобрели и пригласили нас переночевать у них.

14 день. 12.05.1989. (карта) Пройденное расстояние 20 км.

От кордона до пос. Солохаул по правому берегу р. Шахе идет хорошая дорога. Дорога местами прорублена в скалах, вдоль дороги множество водопадов, через притоки переброшены шаткие подвесные мостики.

Дорога от кордона сначала идет по левому берегу Монашки и затем переходит на левый берег реки Шахе. Раньше в этом месте был мост, потом он превратился в подвесной мостик. В этот раз там уже было бревно с перилами. Возможно, в следующий раз там уже не будет ничего.

Турбаза Бабук-Аул давно заброшена, домики раздавило снегом. Остались только полянки да асфальтированный пятачок танцплощадки.

Дальше дорога постепенно поднимается по склону на высоту до метров 200 от реки и представляет собой карниз шириной метра четыре - слева стена, справа вертикальный обрыв до самой реки. Местами дорога завалена остатками небольших селевых потоков, но преодолеваются они не сложно.

Перед хутором Бзога, подвесной мост через реку Бзыч. В мае, после зимы, он может быть обрушен, разрушен или отсутствовать вовсе. Нам повезло. Мост оказался целым.

Дальше, до Солох Аула хорошая накатанная грунтовая дорога. Мы не стали выходить под вечер в село, а остановились на ночлег в распадке не доходя километра до домов.

15 день. 13.05.1989. (карта) Пройденное расстояние 6 км.

Пос. Солохаул состоит из двух поселков - нижнего (он же просто Солох Аул) и верхнего (местные называют его Верхний или Чайсовхоз). В нижнем поселке музей основателя чаеводства в Краснодарском крае Иуды Кошмана. В верхнем поселке почта, магазины, оттуда ходит рейсовый автобус в Дагомыс. От нижнего до верхнего Солохаула 8 километров по старой дороге.

Кроме старой, есть и новая дорога, которая отсутствует на карте. Это широкое шосседлиной всего 4 километра, которое начинается на северозападной окрание нижнего поселка и заканчивается на трассе в километре за верхним.

Нам нечего было делать в поселке и мы за пару часов вышли по новой дороге на трассу. На трассе навес остановки, откуда мы в течение часа доехали до Дагомыса. От Дагомыса до Сочи добраться очень легко - это почти городской маршрут.

3. Выводы и рекомендации

Краснодарский край - традиционный район для проведения учебно-тренировочных походов школ НТП и СТП, проводимых Днепропетровским гортурклубом. Для походов I категории сложности используется участок ГКХ от г. Индюк до г. Грачев Венец. Для II категории поход дополнительно включает более сложные участки - вершины Шесси, Аутль, плато Лаго-Наки, окрестности г. Фишт.

Выбор данного района обусловлен: большим разнообразием естественных препятствий на ограниченной территории, относительной простотой подъездов, повышенной безопасностью за счет густой сети дорог, населенных пунктов, турбаз и приютов.

Пройденный маршрут в основном включает уже неоднократно пройденные и хорошо описанные Днепропетровскими туристами участки. Исключение составляет участок маршрута по каньонам рек Цыпка и Букепка, позволивший неплохо отработать со слушателями школы технику передвижения по каньонам и руслам мелких рек, преодоление водопадов. Интересен также траверс ГКХ от г. Два Брата до г. Семиглавая (обычно этот участок обходят по р. Пшенахо).

Наиболее красивым, хотя и не самым сложным при хорошей погоде участком, является район Фишт-Оштенского массива. Наличие хорошо оборудованных плановых троп и приютов обеспечивают достаточно высокую безопасность и в то же время позволяют отработать приемы преодоления, снежных и скальных участков и перевалов.

В целом маршрут позволил практически отработать почти все намеченные учебным планом элементы техники и тактики пешеходного похода. К недостаткам можно отнести отсутствие достаточно сложных переправ.

Проведение пеших походов первой и особенно второй категории сложности на Украине возможно только в Карпатах. В Крыму очень сложно проложить достаточно протяженный и логичный маршрут с достаточным для категорийного похода набором препятствий.

Для жителей центральной и восточной Украины Краснодарский край может быть очень разумной и выгодной по финансовым затратам альтернативой Карпатам. Сравнимое расстояние проезда, близость железной дороги к началу и концу маршрута, широкий спектр препятствий, сложный для орентрования рельеф позволяют с не меньшим успехом проводить в этом районе спортивные туристские походы первой и второй категории сложности.



На правах рекламы:  Сетевой Кабель витая пара цена ссылка.