HL-лаборатория ->Спортивный туризм -> Отчеты о походах

г. Днепропетровск, Украина

ОТЧЕТ

о некатегорийном пешем туристском походе
по горному Крыму
с 22 по 25 апреля 2011 года

 

Руководитель группы: Калинин Д. Ю.
Телефон: (0562) 328822
E-mail: hllab@i.ua
Web-сайт: www.hllab.dp.ua

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Справочные сведения о походе
  2. Изменения в запланированном маршруте
  3. Техническое описание

1. Справочные сведения о походе

1.1. Нитка маршрута

Монастырь Сурб-Хач - г. Лысая (739 м) - г. Френк-Мезер (666 м) [переход 204] - ур. Айдалы - овр. Айляльма - верховья Вишнелицкой балки - г. Апалы (677 м) - дорога Р-35 [переход 202] - ур. Эски-Юрт - т.с. Эски-Юрт [без перехода] - ист. Кизил-Алан - пер. Маски [переходы 198, 196] - т.с. Ворон [переход 194] - пер. Н. Шелен [переход 188] - пос. Громовка - пос. Морское [без перехода].

1.2. Общая характеристика маршрута

Общая длина активной части 64 км.

Общий перепад высот 5190 м.

Продолжительность похода 4 дня.

1.3. Состав группы

Паганель (Дмитрий Калинин) Руководитель, штурман.
Гризли (Макс Литинский) Завхоз, мастер обалденно вкусной еды.
Гоблин (Костя Деркачев) Главная тягловая сила (Гималайские шерпы отдыхают). По силе скорее урукхай, по характеру - хоббит.
Рыська (Анна Бас) Фотограф, специалист по смеху, шуткам и хорошему настроению
Шаленый Равлик (Кирилл Лиходед) Универсальный помошник-подавальщик, пилильщик, рубильщик и копальщик.
Пока безымянный Паша Отряжий Старший помошник главного помошника, неутомимый разведчик, вынюхиватель, высматриватель, выспрашиватель.

1.4. Карты и навигационное оборудование

При подготовке похода использовались следующие картографические материалы:

Географические названия и высоты, использованные в отчете, соответствуют карте "По Горному Крыму" (в тексте отчета упоминается как "Атлас"), а при их отсутствии, карте генштаба. Названия туристских стоянок и номера разрешенных переходов соответствуют их перечню на сайте КСС Крыма.

В описании маршрута все берега рек и борта долин указаны орографически (глядя вниз по течению).

При прохождении маршрута использовались черно-белые распечатки карт генштаба и карты Крыма, увеличенные до 1:25000 с отмеченными путевыми точками, и намеченным маршрутом. Карты, точки и маршруты были подготовлены и распечатаны с помощью программы OziExplorer.

Для навигации и записи маршрута использовался GPS приемник Magellan Triton 500. В навигатор были загружены все имеющиеся карты этого района, а также треки походов, которые удалось найти. Карты были подготовлены с помощью программ OziExplorer, OziMapMerge, GlobalMapper, TritonRMP. Кроме того, в группе случайно оказался еще один навигатор - смартфон Gigabyte GSmart S1205 Cougar с установленной программой OziExplorerCE 2.34а и тем же комплектом карт. Включали мы его периодически, ради интереса, но показал он себя очень прилично и по чувствительности и по скорости работы с картами и по времени автономной работы.

Фотографирование производилось с помощью фотоаппаратов Pentax Optio W80 (техническая съемка) и Canon EOS 500D (художественная и репортажная). Все фотографии в отчете геотеггированы (координаты съемки содержатся в EXIF). Привязка фотографий к местности производилась с помощью программы BindFoto. Синхронизация часов фотоаппаратов обеспечивалась фотографированием экрана навигатора с показанием GPS-времени и последующим вводом поправки в программу.

1.5. Навигационные данные

Все навигационные данные, подготовленные для похода и полученные в результате его, прилагаются к отчету - архивный файл 201104GPS.ZIP, который содержит файлы точек, маршрутов и треков в формате программы OziExplorer.

В его состав входят:

Время в треках, как положено, по Гринвичу (GMT). Время в отчете Украинское (GMT+3).

2. Изменения в запланированном маршруте

Основной целью похода была проверка правильности нанесения переходов 202 и 204 и других объектов местности на карте Крыма от издательства Союзкарта. Далее планировалось двигаться по разрешенным переходам до исчерпания лимита времени и последующим спуском к морю до ближайшего населенного пункта.

Карты и маршрут были подготовлены "с запасом" - до стоянки Верхний Кок-Асан со спуском по урочищу Панагия. Поскольку от перевала Маски и далее на запад треки переходов были нами уже сняты в предыдущих походах и на карту нанесены верно, дельнейший сбор GPS-данных уже не имел смысла. Учитывая дефицит времени, мы приняли решение спуститься в пос. Морское от перевала Нижний Шелен.

3. Техническое описание

1 день. 22.04.2011. (см. карту) Пройденное расстояние 14.24 км. Общий перепад высот 1470 м.

Поезд номер 90 прибыл в Симферополь точно по расписанию - 6:15. До отправления автобуса на Старый Крым, по тому расписанию, которое у нас было, оставалось больше часа, и мы попытались пока поискать пусть более дорогой, но более быстрый вариант добраться до начала маршрута. Естественно, мы не пошли на площадь, где цены на порядок выше, а остановившись возле общественного туалета на перроне, начали внимательно рассматривать тусующихся там мужичков. Незамедлительно нам было предложено несколько вариантов, один из которых нас вполне устроил.

По цене, менее чем в два раза превышающую стоимость проезда на автобусе, нам предлагалось доехать с комфортом и гораздо быстрее. При этом нам еще и не нужно будет тащиться 4 километра по дороге от автостанции в Старом Крыме. Транспорт оказался микроавтобусом, где в передней половине было установлено 8 комфортабельных мест, а всю заднюю часть занимал отсек, специально приспособленный для перевозки рюкзаков, великов и прочего туристского барахла. Мы быстро погрузились и Тритон начал бодро отсчитывать километры до таких долгожданных крымских гор.

7:57 Вот так! Не прошло и полутора часов, а мы уже у монастыря Сурб-Хач (Фото 1). Охранник у ворот вежливо поинтересовался, не желаем ли мы совершить экскурсию по монастырю и приобрести несколько сувениров в магазинчике. Можно предупредить по рации, и нас там встретят, все откроют и все покажут. Мы вежливо отказались, и охранник пожелал нам счастливой дороги, по- моему, вполне искренне.

Монастырь Сурб-Хач (Фото 2), представляет собой достаточно благоустроенный и развитый туристический объект (Фото 3). Сразу за средневековыми постройками, справа от дороги родник (Фото 4), скорее всего SGA-07207. Заполнив емкости родниковой водой и получив благословение от вышедшего прогуляться батюшки, мы продолжили путь.

08:08 Сразу за родником начинается дорога к монастырю Сурб-Стефоанос, маркированная белыми указателями в виде галочки или знака "<" (Фото 5), плавно поднимающаяся по отрогам горы Грыця (665 м). Недалеко то точки [X106] действительно есть развилка. Одна, менее наезженная дорога, уходит по гребню в сторону горы Лысая (739 м), как указано в атласе, другая, маркированная, уходит траверсом влево к роднику SGA19009. Посчитав второй вариант более интересным, сворачиваем влево.

08:38 Родник SGA19009 [WP0001] (Фото 6, 7, 8) оказался отличным местом, чтобы отдохнуть и, наконец, позавтракать, благо рядом с ним оказался и сложенный кем-то из камней небольшой очаг (Фото 9). Пока Макс готовил кашу (Фото 10), мы выпили по кружечке горячего кофе (Фото 11) и каждый занялся любимым делом: Равлик грелся на солнышке (Фото 12 ), Рыська фотографировала цветочки (Фото 13), я фотографировал экран GPS, чтобы подстроить часы фотоаппаратов (Фото 14), Гоблин пытался в первый же день добить аккумулятор своего телефона (Фото 15). Цветочки я тоже сфотографировал, и, кажется, у меня получилось не хуже, чем зеркалкой (Фото 16).

10:18 Привал немного затянулся. Пора двигаться дальше. Мы решили вернуться на 204-й переход и начали подъем без тропы по отрогу сразу за родником (Фото 17). Скоро нашлась и просека в нужном нам направлении (Фото 18), но она оказалась сильно заросшей, и нам пришлось вернуться на дорогу (Фото 19), идущую от родника. Через 200 метров справа пришла дорога, обозначенная в атласе, но она оказалась тоже заброшенной (Фото 20).

10:37 Дрога плавно заворачивает налево и идет вниз к стоянке "Лесная глушь". Нам туда не надо. Мы пытаемся максимально придерживаться указанного в атласе маршрута. Сворачиваем направо (Фото 21) и поднимаемся по склону без тропы на гребень отрога, держа направление на точку [X108]. 250-метровка не соврала - там действительно развилка дорог (Фото 22), обходящих гору Лысая с разных сторон.

Группа Patam-а (синий трек) продолжила движение по дороге до родника SGX-19010 и, затем, тоже по дороге, вернулась на маршрут по отрогу горы Лысая. На наш взгляд это более логично. Разрешенный переход должен проходить через все, расположенные по пути стоянки. Потери высоты и расстояния при этом очень небольшие.

10:57 Продолжаем идти в соответствии с атласом, левее г. Лысая по дороге через мелколесье (Фото 23). Достаточно заметной дороги или тропы со стоянки Лесная глушь, а также петли в переходе 204 в районе точки [X109] мы не обнаружили. Наезженная дорога идет прямо. А вот выход дороги обошедшей Лысую справа оказался вполне на месте (Фото 24). Дальше по склону высоты идет ровная, накатанная дорога, располагающая к неспешной беседе (Фото 25).

11:48 Слева пришла дорога с хребта Туар-Алан (Фото 26). Через 50 метров снова развилка (Фото 27). Какой черт дернул нас свернуть направо, непонятно. То ли правая дорога была мощнее, то ли левая сворачивала слишком круто меняя направление, то ли просто заговорились, но мы свернули направо, отклоняясь от маршрута. Обнаружили мы это всего через 10 минут, отмахав лишних 500 метров, когда навигатор начал показывать, что мы идем в противоположном направлении. Вернувшись немного назад, мы свернули на заброшенную дорогу (Фото 28), идущую в нужном нам направлении, и через полчаса снова были на маршруте.

12:27 Дорога вывела нас на безлесный отрог, с которого хорошо видна вершина горы Френк-Мезер (Фото 29). Чуть дальше открылся и весь вид на гору и долину левого притока Айдалы (Фото 30). Спустившись траверсом с каменистого склона очередного холма (Фото 31 назад), мы вышли на хорошую тропу перехода 204 (Фото 32). Слева открылся вид на восток (Фото 33).

12:38 На атласе почему то оказалось две стоянки Френк-Мезер. Естественно, правильная та, что южнее и ниже - возле родника. Но не у нас одних есть GPS. Точно в месте, где указана несуществующая северная стоянка, прямо посреди зарослей мелколесья, мы увидели несколько палаток и отдыхающую группу.

Ребята пришли из урочища Айдалы. Они рассказали нам, что тропы оттуда нет, и что там жуткий подъем, на котором они здорово наковырялись. Стоянка Френк-Мезер действительно дальше, но спускаться к ней далеко и тропа от нее идет дальше вниз. То есть 202 переход через нее не проходит.

12:40 Мы решили не отклоняться от маршрута и, пройдя напрямик через мелколесье, вышли к горе Френк-Мезер. Слева открылись горы, с которых видно море, и страшноватая на вид зубчатка Таракташа (Фото 34). Справа - наш сегодняшний путь (Фото 35) и еще такую далекую гору Апалы. Впереди вершина (Фото 36). Еще пара минут и мы на ней (Фото 37). Френк-Мезер нам понравился, только резкий, порывистый ветер все время пытался сорвать наши шапочки и панамки и унести их далеко в глубокий каньон.

12:48 Наконец, все шапочки пойманы и водружены на место. Спуск не вызывает никаких вопросов. Слева пологий травянистый, справа обрывистый, поросший колючими кустами, гребень плавно спускается в нужном нам направлении (Фото 38). На склоне много цветов (Фото 39), на кустах тоже (Фото 40). Местами заметно наличие некоторого подобия тропы (Фото 41).

13:07 Ясная погода позволяет хорошо рассмотреть наиболее сложный для ориентирования участок нашего похода до горы Апалы. Общее направление нам, конечно, ясно (Фото 42), но развернуть карту и обсудить подробно не мешает (Фото 43). Мнения выслушаны, решения приняты, направления указаны (Фото 44). Вперед товарищи! (Фото 45).

13:20 Безлесый участок гребня закончился скальным выступом, который легко обходится слева (Фото 46). Впереди хорошо видна остроконечная скала на слиянии притоков ручья (Фото 47). За ней, чуть правее, видна и дорога к верховьям Айдалы.

На атласе скала указана не там, где она на самом деле. Она должна быть севернее, на стрелке слияния двух притоков, как указано на военных картах. Там, где она нарисована в атласе, тоже есть скала, но она небольшая и не может служить ориентиром.

Жалкие остатки тропы выходят на обрыв справа от гребня и теряются в зарослях непроходимо колючих кустов. Уходим немного левее, там начинается лиственный лес, который легче проходится. Рыська переходит с фотографирования альпийско-луговой растительности (Фото 48) на таежно-лесную (Фото 49). Гребень становится шире, но гораздо круче падает вниз. Несмотря на кажущуюся крутизну, по нему можно без проблем спускаться без страховки, а при наличии альпенштока или трекинговых палок - весело и бегом.

13:35 Гребень закончился скальным выступом. Перед ним склон траверсом пересекает грунтовая дорога [WP0002]. Правее внизу виден левый приток ручья. При желании, к нему можно спуститься, что и сделала группа Patam-а. Мы решили проверить куда идет дорога и прошли по ней немного левее. К сожалению, она пошла траверсом дальше, а мы спустились по отрогу к ручью уже после слияния притоков (Фото 50). Ручей достаточно полноводный, с небольшими водопадиками и глубокими ваннами (Фото 51).

13:58 Пройдя немного вниз по течению, мы остановились на обед. Макс как всегда решил устраивать праздник желудка три раза в день. Мало того, что была вкусная каша (Фото 52), так еще и бутерброды (Фото 53). Пока все это все готовилось, я сбегал вверх по течению ручья до слияния притоков. По дороге мне встретилось несколько уютных полянок с кострищами (Фото 54) и даже остатки банно-прачечных строений (Фото 55). За слиянием хорошо видно остроконечную скалу, которая точно показана на генштабе и почему то переехала в атласе.

15:15 Идем дальше. Вверх по течению идет тропа, которая через 200 метров выходит на дорогу (Фото 56). Овраг становится все глубже, а его борта круче. Дорога, траверсируя склон, поднимается выше, все дальше уходя от ручья. Через полчаса она выходит на поляну и поворачивает налево, как и показано в атласе (Фото 57). Есть там и тропа прямо, скорее всего, к верховьям балки.

15:42 Дойдя до водораздела дорога постепенно заворачивает влево и спускается в балку Дар-Богаз, явно направляясь в ее низовья. Однако от самой высокой точки вправо уходит то ли просека, то ли заброшенная дорога, которая ведет в нужном нам направлении. По ней мы и выходим к следующему ручью, максимально к верховьям, под самые скалы (Фото 58).

Рельеф местности здесь такой, что склон нужно проходить как можно выше, под скалами. Ниже по склону появляется много отрогов разделенных глубокими балками. Преодолевать их не только сложно, но и часто невозможно. Именно так и проложен в атласе 202-й переход.

16:04 За ручьем обнаруживается неплохая дорога (Фото 59), но она идет вдоль ручья с севера на юг, пересекая хребет. Останавливаемся у ручья (Фото 60) и организуем разведку вдоль дороги. На протяжении 200 метров от [WP0003] до [WP0004] мы не обнаружили ни одной сколько ни будь заметной дороги или тропы, уходящей на запад.

Группа Patam-а судя по треку тоже искала тропу, и не найдя ее, пошла по дороге на север, сделав крюк в километр длиной и 100 метров по высоте.

16:20 Идем по азимуту на запад, обходя без потери высоты овраг Дар-Богаз, с намерением выйти на перевал между вершинами Бакалов-Каток (555 м) и Тахта-Кая (441 м). Рельеф и растительность позволяют. Склон не крутой. Скальных выходов не попадется. Изредка встречаются заброшенные дороги и слабые тропы, которые сразу же теряются. Под самым перевалом, наконец, выходим на достаточно свежую дорогу (Фото 61).

17:00 За перевалом дорога начинает плавно заворачивать налево, все дальше уходя от перехода 202. Уходим с дороги и вновь идем по азимуту, стараясь приблизиться к переходу, показанному в атласе. Легко проходимый лес это вполне позволяет. Посреди леса находим остатки каких-то сооружений непонятного назначения (Фото 62). Будем рады, если кто-то объяснит нам, что это такое и для чего.

17:08 Снова дорога, и снова почти с севера на юг. Попытка пойти на север не увенчалась успехом. Дорога уводит нас обратно на восток. Идем на юг и через пару минут выходим на дорогу, направление которой нас вполне устраивает. Судя по синему треку, возможно, это та же дорога, с которой мы десять минут назад ушли. Ну и ладно. Зато сфотографировали что-то интересное.

17:16 Идем по хорошей дороге сначала на северо-запад, потом почти на запад постепенно поднимаясь траверсом по левому борту долины к перевалу в Вишнелицкую балку.

17:41 Поднимаемся на перевал. Судя по карте, до ручья всего 100 метров.

17:47 Ура! Ручей на месте, а справа от дороги ровная большая поляна [WP0005]. Такую поляну стоило бы объявить разрешенной стоянкой. Будем ночевать здесь. Идти до горы Апалы и искать на ночь глядя родники с индексом SMX (М -неизвестно есть ли там родник, Х-неизвестно есть ли вода), явно не стоит.

2 день. 23.04.2011. (см. карту) Пройденное расстояние 16.87 км. Общий перепад высот 1540 м.

Еще с вечера, когда ходили за водой, мы приметили тропинку, которая ныряет с дороги в кусты и пересекает ручей. Туристы не ездят на ГАЗ-66, а ходят пешком. Поэтому одна тропинка - это всегда лучше, чем три хорошие дороги.

09:24 Бодро сворачиваем на тропинку (Фото 63), пересекаем ручей и выходим на террасу, идущую вдоль ручья по левому берегу (Фото 64). Топооснова в атласе немного сдвинута, и трек в нем получается до ручья (по орографически правому берегу). Без лишних петляний тропинка приводит нас на дорогу, которая тоже есть в атласе и тоже со сдвигом (Фото 65).

09:54 Дорога приводит нас на перевал между высотой 585.2 м (генштаб) и скалой Чиплах-Кая. Здесь пересекается сразу несколько дорог (Фото 66) но нет ни одной, которая бы нам подошла. Все они либо ведут назад, либо падают вниз в овраги. Ну не ездят тут по хребтам и вершинам. Видимо, местным там делать нечего.

10:04 Немного посовещавшись, опять сворачиваем направо и по симпатичному распадку поднимаемся на гребень восточного отрога горы Апалы (Фото 67), благо до него совсем не далеко и не высоко. По гребню, естественно, идет пусть слабенькая, но тропинка. С гребня хорошо видны скальные сбросы Чиплах-Кая и покрытая лесом Бал-Кая (Фото 68). Апалы не видно за деревьями и холмами отрога (Фото 69).

Солнышко припекает (Фото 70). Дальние горы теряются в дымке (Фото 72). Еще дальше видно море (Фото 71), которое отсюда кажется нам теплым и ласковым. Все цветет и пахнет (Фото 73). Или не цветет и не пахнет (Фото 74), но выглядит тоже очень красиво.

10:24 Валимся отдыхать (Фото 75). Впереди вершина (Фото 76). Сколько мы не смотрели, ни одной тропы или дороги обходящей Апалы с севера, как указано в атласе, мы не обнаружили. Может она и есть, но тогда идет гораздо правее и ниже. С гребня уйти вправо на крутой скальный склон может только сумасшедший или искатель крутого экстрима.

10:31 Наша тропа сворачивает влево, немного спускается вниз и выходит на полку, явно напоминающую старую конную тропу (Фото 77). Только кони здесь явно давно не ходили (Фото 78). Родник SMX-18148 обнаружить не удалось. Ложбина совершенно сухая. Зато в ней растут красивые цветы (Фото 79).

10:44 Выходим на перевал между горами Апалы и Бал-Кая. Слева приходит дорога (Фото 80) и идет в нужную нам долину (Фото 81) плавно спускаясь по левому борту (Фото 82). Долина глубокая. Родник SGX-18147 где то далеко внизу. Спускаться к нему совершенно не хочется, благо водой, мы на всякий случай запаслись.

10:58 Дорога, вернее глубокая грязная колея, резко начинает валиться вниз, делая петли, которые мы благополучно срезаем по травянистому склону, что гораздо приятнее (Фото 83). Чем ниже, тем колея глубже и грязь жирнее (Фото 84). Дорог здесь несколько и мы стараемся не спускаться ко дну долины, выбирая самые верхние дороги.

11:20 Одна из дорог выводит нас на гребень отрога, ныряет в дырку перед скальным выступом и переходит в соседнюю долину, при этом уходя опять вверх по склону. Нам туда не надо. Повалявшись минут десять на солнышке мы сбегаем по некрутому травянистому склону и еще за 5 минут выходим на очередную дорогу (Фото 85). Еще немного и мы спускаемся к руслу ручья и скале (Фото 86), из-за которой уже слышен шум машин, проезжающих по дороге Р35.

11:47 За дорогой памятник партизанам Гражданской войны (Фото 87), следы деятельности партизан современных (Фото 88) и декоративный шлагбаум (Фото 89). Позади скала, из-за которой мы только что вышли (Фото 90). Грунтовая дорога мимо шлагбаума призывно манит нас вперед, но через метров 100 коварно обманывает. Она ныряет на дно глубокой траншеи, и, как и предупреждал Генштаб, уходит на север к высоте 387 м. Вылазим из траншеи [WP0006] и идем по оврагу в сторону родника SGX-18565, выбирая, где посуше и поровнее.

12:13 Овраг закончился, и сразу же нашлась подходящая дорога, которая и привела нас к роднику.

12:24 Родник SGX-18565 оказался на месте [WP0007] в 30 метрах слева от дороги. Ниже родника небольшое озерцо с болотной водой (Фото 91). В самом роднике воды нет (Фото 92), только со свода капают отдельные капли.

Дальнейший наш путь был мне совершенно ясен - выйти на дорогу от Лесного на Эски-Юрт и чесать по ней, пока не надоест. Однако, у народа возникли вопросы. Гоблин долго крутил карту, ориентируя ее по компасу (Фото 93), что меня сильно раздражало, потому, что я привык крутиться мысленно. Зато мне трудно читать надписи и соображать, где мы находимся, на перевернутой карте. Бегать же вокруг карты, тоже не удовольствие. Потом подошел Макс (Фото 94), но, к счастью, промолчал (Фото 95).

12:33 Идем дальше. Через 250 метров пересекаем дорогу, которой в атласе нет, на Генштабе показана не так, а на 250-метровке точно. К сожалению, хорошая дорога опять ведет не туда, куда нам нужно. Правда, туда, куда нам нужно, есть просека (Фото 96). Еще 15 минут, и мы на дороге к Эски-Юрту (Фото 97).

Несмотря на прелести цивилизации в виде щитов с запретами того, что мы и так не делаем, и лавочек на перекрестках (Фото 98), дорога не вызывает приятных эмоций своей разъезженностью и раздолбанностью. При первой же возможности (Фото 99) мы уходим на параллельную дорогу, которая идет выше по склону. Там легче идти, и не ездят лесники, встреча с которыми может потребовать дополнительных финансовых затрат.

Наша радость была недолгой. Через полчаса мы снова выходим на основную дорогу, которая стала еще хуже. Дорога ужасно разбита, а вся долина исчерчена дорогами и просто глубокими грязными колеями грузовиков.

13:36 Родники SMX-18133 и SMX-18144 мы не нашли, зато нашли отличное место для обеда на плоском бережке ручья [WP0008], защищенном от ветра и посторонних глаз высокими берегами.

15:00 Вылазим на берег и перепрыгивая через колеи идем дальше. Метров через 400 перерытый колесами перекресток и на нем табличка "Стоянка Эски-Юрт". Стоянки не видно. Видимо, она дальше. Налево указатель "Место отдыха Эски-Юрт". Оказывается это разные вещи. Идем налево к роднику (Фото 100).

15:12 Координаты источника Эски-Юрт (Фото 101) совпадают с указанными в справочнике (SGA-ESKIYURT). Возле родника кострище (Фото 102), столик с лавочками (Фото 103) и залежи старых носков (Фото 104). Есть от чего поймать кайф и расслабиться (Фото 105).

15:20 Переход 199 в атласе делает большую петлю обходя верховья долины, но там показана и тропа или дорога, которая срезает ее недалеко от родника. Возвращаться на перекресток нет смысла. Достаточно пройти пару минут на северо-запад и нужная дорога найдена. Она плавно поднимается на склон и соединяется с основной дорогой в точке [WP0009]. Дальше атлас, видимо, корректировали по реальным трекам и дорога четко совпадает с нашими данными, что нельзя сказать о генштабе, который отличается здесь достаточно сильно.

15:46 На очередном привале Гоблин опять засомневался (Фото 106) и снова заставил меня бегать вокруг карты (Фото 107). А что тут думать? Дорога, как и нарисовано в атласе, идет с юго-востока (Фото 108) на северо-запад (Фото 109) по правому борту. долины и даже маркировка кое где проглядывается (Фото 110). Дойдя до перевала, она развернется на 180 градусов и пойдет по гребню отрога Куркушлу-Оба. Можно, конечно, срезать. Но драться на склон совершенно не хочется.

Пока мы треплем карту, мальчишки изображают опоссумов из Ледникового периода (Фото 111), а Рыська старательно фотографирует многочисленные причуды природы (Фото 112, 113, 114, 115).

16:00 Привал окончен. Ползем дальше. Родник SGX-18124 мы не искали. Не захотелось лезть вверх в колючие кусты, но распадок показался нам совершенно сухим.

16:27 Наконец вылазим на перевал [WP0010]. Он оказался таким как показано в атласе (Фото 116). А вот на генштабе дороги, по которой нам предстоит идти дальше, нет вовсе. Фотосессия природы продолжается (Фото 117).

17:00 От родника "Воровской Фонтал" (SGX-VOROVSKO) течет полноводный ручей (Фото 118). Но на фонтал это никак не похоже. Вода просто пробивается между камнями (Фото 119) и растекается по склону тонкими струйками (Фото 120). При желании, воду кружкой набрать можно. Вокруг несметное количество цветущих ландышей (Фото 121). Дорогу перегораживают вырванные с корнем стволы (Фото 122) подточенные неутомимыми личинками (Фото 123). Перелазание через них неизменно вызывает у всех участников непонятный восторг (Фото 124, 125, 126).

17:38 Дорога продолжает траверсом обходить вершину Куркушлу-Оба (878 м) и плавно выходит на перевал. На перевале поляна с кострищем. За перевалом источник Кизил-Алан (SGA-KIZILALA) [WP0011]. У него несколько отдельных каптажей, часть из которых пересохшие(Фото 127), и общий сборный резервуар (Фото 128). Расход воды из трубы очень большой. Восьмилитровый котелок наполняется не более 20 секунд.

17:43 Побродив немного по окрестностям, мы нашли в лесу севернее перевала небольшую полянку со следами зимней ночевки, большим запасом дров и висящей на дереве решеткой для барбекю. Нам тут так понравилось, что идти дальше на Маски совершенно расхотелось. Мяса на барбекю у нас не было, но была собственноручно сушеная Гоблином курица, что тоже было очень неплохо.

3 день. 24.04.2011. (см. карту) Пройденное расстояние 14.76 км. Общий перепад высот 1350 м.

09:29 Возвращаемся к роднику и идем дальше на запад. Дорога плавно поднимается на хребет Хамбал. С хребта, если бы не набежавшие облака, открылся бы великолепный вид на море и ЮБК. Рыська щелкает фотоаппаратом во все стороны, наклоняя его в разные стороны, двигая зум и делая между кадрами по нескольку шагов так, что собрать из этих кадров хоть какую-то панораму в принципе невозможно (Фото 129, 130, 131, 132). У меня фотик похуже, но снимать панорамы я научился еще пленочным Зенитом, когда и в помине не было панорамных режимов (Фото 133).

Сначала через видоискатель просматривается весь вид на предмет, можно ли это снять двигая фотоаппарат только по прямой. С перевала обычно что-то путное снять не удается - края панорамы получаются выше, чем ее середина. Если все в порядке, выбираем самый левый кадр и снимаем. При этом стараемся, чтобы фотоаппарат был неподвижен, пока на экране снова не появится изображение. В этот момент на пленочнике обычно взводят затвор. Запоминаем картинку на экране и выбираем на ней, какой-то ориентир на одной трети или четверти кадра справа. Поворачиваем фотоаппарат вправо параллельно границам кадра до выбранного ориентира. Снова снимаем и снова не дергаемся, пока не сообразим, куда и насколько его нужно повернуть перед следующим кадром. С фотоаппаратами, где есть панорамный режим, проще. Но от кривых панорам это не спасает.

10:16 С высоты 805 м снова открываются вид на море и Судак, и их уже видно из под немного приподнявшихся облаков (Фото 134). Рысю удалось зафиксировать на месте и панорама, кажется, получилась (Фото 135). Пока мы проводили экспресс-фотошколу, местные муравьи исследовали содержимое рюкзака Гоблина (Фото 136). Судя по их деловой (Фото 137) и сексуальной (Фото 138) активности, дождь в ближайшее время не ожидался. О том же говорил и цветочный барометр (Фото 139).

10:42 Дорога сходит с гребня и, траверсируя склон, обходит справа гору Улан-Кая. Родника SMX-18112 на месте не оказалось. Эфургон (SGX-EFURGON) оказался на месте. Мы к нему не подходили. Издали он выглядит как маленькая лужица, засыпанная листьями (Фото 140). Скорее всего, воду в нем набрать нельзя.

10:58 Весьма оживленная дорога (Фото 141) делает последнюю петлю и выходит на финишную прямую к перевалу Маски (Фото 142).

11:07 На перевале, как всегда, изумрудная трава (Фото 143) и красивые желтые цветы (Фото 144). Тут и закончился наш исследовательский этап. Дальше четверо из шести участников похода уже не раз ходили. Можно расслабиться, спрятать GPS и наслаждаться природой.

11:26 Повалявшись на травке дружно встаем и не сговариваясь идем дальше по дороге на юг. Дорога плавно огибает вершину и поднимается на отрог с которого открывается вид на живописную долину (Фото 145). С гребня (Фото 146) видны луга и озеро в долине (Фото 147), а за хребтом уже совсем не далеко море (Фото 148). Светит солнышко, но легкий ветерок не дает нам перегреться. У всех отличное настроение (Фото 149).

11:39 Что то тут не так. И долина незнакомая и море, что-то слишком близко, и дорога заворачивает влево и валится серпантином глубоко вниз в долину (Фото 150). Смотрю на экран своего тритона и с ужасом замечаю, что на нем нет ни нашего маршрута, ни треков ни точек. Вот это расслабились! Это же надо так протупить! Причем и я и Макс и Гоблин и Кирилл прекрасно знают, куда надо было сворачивать с перевала Маски, и никто не заметил, что мы пошли не туда. Все расстроены (Фото 151, 152), и только невышибаемая оптимистка Рыся радуется жизни и снимает цветочки (Фото 153).

11:43 Жутко не хочется возвращаться обратно. Тщетно пытаемся вернуться обратно на маршрут, обойдя г. Халасыс-Оба слева, но склоны становятся очень крутыми и скалистыми. Через верх тоже не имеет смысла - слишком высоко подниматься. Возвращаемся обратно на Маски.

12:10 Снова Маски. Потеряно почти час времени. Пройдено лишних 2200 метров. В принципе немного, но неприятный осадок остался. Стоявшие возле перевала туристы второй раз помахали нам руками на прощание, и мы нырнули в лес на дорогу к перевалу Ворон. Фотографировать уже не хочется. Молча проходим перевал. За перевалом табличка с очень информативным содержанием (Фото 154).

12:48 На перевале между Кисломно (761 м) и Комо-Фырхра перекресток дорог и знакомая лавочка с навесом (Фото 155), но Макс, на всякий случай, включает свой Кугуар и проверяет, не протупил ли я опять. Он зря сомневается. Меньше чем за час мы огибаем вершину и выходим на прямую как стрела дорогу к Воронскому домику (Фото 156).

13:49 Стоянка Воронский домик или лучше просто Ворон, потому как тут и домика-то нет уже лет как 20. Хотя некоторые, не будем показывать пальцем, его еще помнят. Расположившись совсем по цивильному, мы решили подкрепиться бутербродиками (Фото 157) и скушать пасочку (Фото 158). Но Макс был непреклонен (Фото 159). "Это несерьезный обед" - сказал он, и затеял кашу. Каша оказалась вкусной, и все нормально поместилось там, где ему и положено. Настроение явно улучшилось (Фото 160).

15:17 Посуда убрана (Фото 161). Рюкзаки сложены. Последняя затяжка (Фото 162), и мы снова в пути. Это уже не дебри Френк-Мезера. Тропа вытоптана стадами туристов и промаркирована, пусть и не часто, красными кругами (Фото 163). Главное не прозевать ее начало.

Тропа уходит вправо от дороги и круто поднимается на склон. Затем она поворачивает налево и идет траверсом склона горы Айваз-Кая (872 м). По дороге есть два родника SGB-18117 и Салкин-Чокрак (SGX-SALKINCH). Оба они были с водой. Особенно полноводный и красивый последний. Из него вытекает ручей, который пересекает тропу и маленькими водопадиками падает в овраг (Фото 164).

16:19 После родника тропа обходит без потери высоты долину (Фото 165) и только перед вершиной горы Дырван-Чефала (769 м) ныряет в ложбинку (Фото 166) и начинает круто забираться вверх (Фото 167). Такую тропу потерять невозможно и без маркировки (Фото 168). Еще немного по каменистому желобу (Фото 169) и мы на перевале между Айваз-Кая (872 м) и Дырван-Чефала (769 м) (Фото 170), где выходим на грунтовую дорогу. Дорога обходит вершину и спускается почти точно в направлении Нижнего Шелена (Фото 171), но на очередном отроге внезапно сворачивает вправо (Фото 172). Вот тут снова нужно не потерять тропу. В основном здесь все ходят с запада на восток, а мы, идущие в обратном направлении, видим маркировку, только когда оглядываемся.

16:56 Сворачиваем на тропу и спускаемся дальше (Фото 173). Еще немного колючих кустов (Фото 174) и пахучих цветов (Фото 175) и мы на поляне Нижнего Шелена (Фото 176).

17:02 Усаживаемся на бревнышки. Одометр навигатора за сегодня намотал со всеми петлями и топтаниями на стоянках почти 18 километров. Ребята дружно пытаются убедить меня в том, что дойти сегодня до намеченного по плану Верхнего Кок-Асана нереально. Немного поупрямившись, сообщаю, что сегодня туда никто и не собирался и потерянные два километра тут ни при чем. Маршрут до Кок-Асана и спуск в Панагию с самого начала был авантюрой и прокладывался на всякий случай, если вдруг мы окажемся такими лосями, что добежим туда за три дня, и не будем знать, что делать дальше. Реально же, я и предполагал, что мы дойдем туда, куда мы и дошли.

Ставим палатки, готовим как всегда вкусный ужин и долго сидим у костра, вспоминая былые походы и строя планы на будущие. Обычная атмосфера последнего вечера.

4 день. 25.04.2011. (см. карту) Пройденное расстояние 14.2 км. Общий перепад высот 830 м.

Проснулись мы поздно и собирались долго. Торопиться было некуда. План похода, если не брать гитлеровских планов, был уже выполнен. Осталось спуститься по дороге до ближайшей населенки и уехать в Симферополь.

Никто и не торопился. Рыська фотографировала жучков (Фото 177, 178), цветочки (Фото 179) и палочки (Фото 180). Остальные вяло копошились в палатках (Фото 181). Макс опять выпендривался с едой. На завтрак была овсяная каша с бастурмой (Фото 182). Цвет получился "а ля Барби" (Фото 183), но вкус был таким, что и лютые ненавистники овсянки и небольшие любители мяса съели свои порции и доскребли котелок.

Пора бы уже и идти. Осталось помыть посуду (Фото 184), распихать по карманам мелочи (Фото 185) и найти чистые носки (Фото 186). Вы не поверите! На это ушло не более часа.

11:40 Ну наконец то! Перепрыгиваем ручеек и идем по дороге в сторону перевала (Фото 188). Слева от дороги еще одна полянка, на которой можно остановиться (Фото 187). Оба числящихся здесь родника (SMX-18145 и SMX-FITAKORY) мне найти ни в одном походе не удалось. Видимо их нет в природе.

11:47 За перевалом открывается овраг с непроизносимым названием Халзычанын-Дересы (Фото 189). Последний взгляд на последний в этом походе перевал (Фото 190). Теперь все время только вниз к морю (Фото 191). С перевала в овраг серпантином спускается старая дорога. Подпорные стены местами обрушились (Фото 192) и образовали завалы (Фото 194), но проходятся они без проблем и спускаться по дороге легко, но скучно. Топаем весело болтая и разглядывая всякие красоты: цветочки (Фото 193), мох на деревьях (Фото 195) и даже вполне фотогеничный пень (Фото 196).

Дорога петляет очень сильно. Срезать петлю в сотню метров, можно спустившись по тропке всего метров 10-15. Дети весело ныряют в каждую уходящую с дороги тропу. Меня это раздражает, поскольку я уже не знаю кто у меня впереди, а кто позади, кого ждать, а кого догонять. Кроме того, это совсем небезопасно.

12:05 Очередная срезная тропа оказалась ложной. Хорошо, что я успел заметить, что мальчишки на нее свернули. Тропа вывела на почти вертикальный обрыв, и рабята уже начали по нему спускаться в пропасть. Набил задницу, вернул на дорогу и запретил срезать.

В Крыму много таких обманных троп, приводящих в тупик или на обрыв. Причем они более нахоженные, чем обычные, потому, что каждый, свернувший на нее дурак, проходит по ней дважды.

12:54 Родник SMX-18580 оказался красивым водопадом (Фото 198). Мальчишки сразу же на него залезли (Фото 197). Рыся тоже не отказалась попозировать (Фото 199) и попить вкусной холодной водички (Фото 200).

13:17 Долина становится шире (Фото 201), речка ближе (Фото 202), а дорога, уже не петляя, плавно спускается вниз по левому склону (Фото 203), оставляя позади уже пройденные вершины (Фото 204).

13:25 Слева к нашему ручью приходит приток (Фото 207). Он пересекает дорогу (Фото 206), образуя маленький водопадик (Фото 205). После прижима (Фото 208) речушка становится шире и мельче (Фото 210), долина расширяется (Фото 211) и по берегам появляется много уютных полянок (Фото 212) манящих отдохнуть. Жарко. Тени нигде нет, и только ящерицы чувствуют себя комфортно (Фото 209).

13:43 Справа от дороги большой квадратный камень и очень живописно-корявое дерево (Фото 213). Рыська сразу же захотела возле него сфотографироваться (Фото 214). Рядом чистая речка (Фото 215, 216). Зеленая травочка так и манит на нее улечься и что-то пожевать. Так мы и сделали (Фото 217). Наши опоссумы решили отдохнуть самым обычным для опоссумов способом (Фото 218, 219), а потом, пока Макс вынимал из рюкзака всякие вкусности (Фото 220), пошли плескаться в речке (Фото 221, 222).

14:38 Побаловав свои желудки мы двинулись дальше в цивилизацию. По дороге попадались очень интересные конгломераты (Фото 223) и остатки какой-то керамики, возможно и древней, которой мы восполняли в своих рюкзаках вес съеденных за поход продуктов.

Долина богата на воду (Фото 224) и очень плодородна. По дороге мы встретили местных жителей с кучей веселых детей, расположившихся на пикник, а заодно и смотавшись куда то в верховья реки наполнить бочки чистой родниковой водой (Фото 225). Чуть дальше мы обнаружили залежи мертвых овечек (Фото 226). При ближайшем рассмотрении, они оказались очень даже живыми (Фото 227). Источник VGA-18134 (Фото 228) оказался на месте, но мы не проверяли, можно ли там набрать уже не нужную нам теперь воду.

14:53 Сразу за смыкающимися как ворота скалами (Фото 229) показалось село Громовка (Шелен) (Фото 231). Прямо у входа реклама частного извоза (Фото 230), но в указанном стрелкой дворе (Фото 232) никого не оказалось дома. Чуть дальше координаты еще одного возчика (Фото 233), но мы решили пройти до центра и посмотреть, нет ли там подходящего автобуса.

Село богатое, очень чистое и красивое (Фото 234). Говорят это любимое село Юлии тимошенко, которое она всем показывает. Особенно поразили сверкающие серебристым металлом цилиндры (Фото 235, увеличено) которые оказались супернавороченными мусорками, подаренными селу той же Юлей. В центре мы узнали, что автобус скоро не предвидится, и решили идти в Морское.

15:11 Вот и конец села (Фото 236), но и дальше идет бурное строительство шикарных коттеджей. Вокруг сплошные фермы и виноградники (Фото 237). Дорога вполне приличная, но топать по ней пешком нудно, скучно и тяжело.

16:28 В официальном центре Морского красивый храм (Фото 238). Чуть дальше магазин, возле которого разворачиваются местные автобусы. Рейсов здесь немного (Фото 239) и все они нам не подходят. Чтобы уехать дальше или быстрее, нужно спускаться к морю, где на трассе есть автостанция. Ребята посовещались и решили снова нанять маршрутку. Водитель сразу согласился, но ему нужно было еще вернуть на место снятые для перевозки домашних грузов кресла. Мы тоже не сильно торопились на вокзал, поэтому назначили время и пошли к морю.

Пройдя около километра, мы вышли на трассу к автостанции, где стоял почти пустой автобус до Судака. Но мы уже договорились ехать прямо до вокзала, и у нас было еще в запасе почти два часа. Мы спустились на пляж (Фото 240) и завалились на еще теплую гальку (Фото 241). Мальчишки доели оставшиеся заначки (Фото 242), а мы пытались развлекаться стрельбой из рогатки (Фото 243), но местная собака все время тырила нашу мишень (Фото 244).

В назначенное время пришла заказанная маршрутка. На остановке мы встретили двух девушек и парня с рюкзаками. Одной из девушек оказалась хорошо знакомая мне по форуму Рамина. Последовала бурная радостная встреча (Фото 245), и мы, естественно, поехали вместе, благо мест хватило на всех. По дороге водитель, молодой татарин, с увлечением рассказывал нам о встречавшихся по пути достопримечательностях и переводил нам с татарского все известные нам топонимы.

Вокзал оказался, как всегда, забитым туристами. Рамина предложила пойти в пиццерию, но мы туда даже войти не смогли. Попрощавшись, мы начали обход вокзала, намереваясь подкрепиться чем ни будь попроще. Все чебуреки оказались начисто выеденными оголодавшими туристами, а все места в кафешках и на лавочках занятыми. Но мы нашли одну на углу, где нам открыли отдельный зал, и мы там немного перекусили (Фото 246), заказав кому чего хотелось: борщ, отбивные (Фото 247), курица с картошкой в горшочках, салат, пиво, сок, кофе и пирожные.

Вот и весь поход. Совершенно ничего интересного.



На правах рекламы: